19:47 МСК
Воскресенье
25 / 07 / 2021
485

Эскадрилья мечты

Почему люди увлекаются мотопарапланеризмом

Команда «от винта», и паралет, набирая высоту, поднимается над заснеженным зимним городом. За спиной работает двигатель, но шум уже не имеет никакого значения. Сидя в кресле штурмана, я любовался красотами родного Михайлова. Внизу – золотистые купола городских соборов, маленькие разноцветные домики, на узеньких лентах-дорогах – «игрушечные» машинки. Пилот уверенно ведет машину по маршруту, еще один разворот – и мягкая, абсолютно безболезненная посадка.

Впервые в небо Виктор Киселько поднялся десять лет назад, в 2007 году. По спутниковому телевидению увидел легкие моторные парапланы, скользящие в воздушном пространстве, и загорелся мечтой научиться на них летать. Стал читать специальную литературу, интересоваться, приобрел необходимое оборудование. Самостоятельно освоил ранцевый парамотор, взлет и посадка на котором осуществляется с ног, а пилот напоминает сказочного персонажа Карлсона с пропеллером за спиной. Набравшись опыта и знаний, он собственными руками сконструировал летательный аппарат: сварил каркас, поместил сиденья для пилота и штурмана, приборы навигации, силовой двигатель. Надежно укрепил крыло-парашют, главный летный элемент параплана.

– Мотопарапланеризм – это мое увлечение, отдых и стимул к познанию нового и необычного, – рассказал Виктор Владимирович. – Пилот должен знать аэронавигацию и аэрологию местности, уметь выполнять базовые упражнения – взлет и посадку, владеть различными маневрами, и главное – соблюдая правила безопасности, рассчитывать запас топлива, следить за ветром и грозовыми явлениями.

Летную площадку он оборудовал на заброшенном пустыре городской окраины, нашел местечко для разбега, разровнял, скосил траву. Приезжает туда в свободное время, ближе к вечеру: моторникам, в отличие от дельтапланеристов, не нужны восходящие потоки воздуха, а, наоборот, по душе тихая безветренная погода. Неспеша устанавливает ветроуказатель, цветные флажки – точки приземления.

– Полет осуществляется в воздушном пространстве класса «Ж» по правилам визуальных полетов, – пояснил Виктор Киселько. – В разные времена года земля выглядит по-разному. Летом она утопает в зелени, зимой – в белоснежном наряде. Живописно смотрится и Михайлов, он расположен на возвышенности, с двух сторон его окружают крутые холмы, их называют Черная гора и Голубая.

Постепенно к Виктору присоединились последователи – коллеги по воздушному цеху. Он стал их инструктором, обучал, давал советы. А обращались новички к своему наставнику постоянно: не получается взлет, глохнет на ветру двигатель ранцевого парамотора. Сегодня их четверо – Александр Рогожин, Сергей Митяев, Дмитрий Сазонов и Тарас Тарасов. Летную подготовку некоторые из них прошли в рязанской парапланерной школе «Поток». Там же совершенствовали навыки спортивного пилотирования, выезжали на соревнования, выступали. Однако больше готовились дома, отрабатывая аэродромные упражнения, слалом и посадку на точность с выключенным двигателем. Известность о михайловцах была такова, что тульские пилоты в прежние годы приезжали к ним на совместные тренировки.

– Раньше спортивный мотопарапланеризм был на подъеме, – говорит Александр Рогожин. – Многие хотели участвовать в соревнованиях, однако не все соответствовали судейским требованиям. Упражнения надо исполнять на малых высотах, были введены гоночные состязания, полеты по карте и поиск условных точек на местности, а также полеты на максимальную дальность с ограниченным количеством топлива. Потому воздушным мотоспортом занимаются стойкие и упорные.

Александр – опытный спортсмен, он участвовал во многих турнирах, однажды принимал участие в чемпионате России, где занял четвертое место. Неплохие результаты показывал в четырехдневной гонке на тысячу километров, причем финишировал в числе первых. У него летное образование, он радиотехник, окончил Омское летно-техническое училище.

Сумел реализовать свою мечту о небе и Сергей Митяев, житель поселка Октябрьского. В юные годы, признается пилот, хотел поступать в летное училище города Сасова. Но тогда не получилось – девяностые годы были очень тяжелыми. Теперь он умелый мотопарапланерист, перед взлетом заводит свой одиночный мотопараплан (моторанец), набирает нужную высоту – и, взлетая, сродни вольным птицам, планирует и парит в небе.

Паралет выходит на посадочный курс, двигатель затихает, начинается снижение, касание, и я опять на земле. От зимнего холода движения несколько скованны, подошедшие пилоты смеются, шутят, расспрашивают меня о полете. Они, оказывается, тоже летели рядом, но я все время смотрел вниз, первый раз мне представилась возможность увидеть Михайлов с высоты птичьего полета.

Мотопарапланеристы нашли увлечение по душе. Рядом с ними их подрастающие сыновья, которые тоже в будущем хотят взлететь к облакам. Так почему люди устремляются в небо? Может быть, затем, чтобы убедиться, насколько прекрасна наша земля? Или потому, что душа просит прекрасного и возвышенного?

Виктор Киселько и его друзья по парапланерной моторной эскадрилье нашли ответ на этот вопрос. Они, летая, возвращаются обратно на землю, чтобы рассказать нам, насколько интересной и яркой может быть жизнь, когда человек увлечен любимым делом и устремлен в небо, к звездам.

Александр Федосеев
Фото Виктора Киселько

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 215 (5502) от 15 декабря 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Праздник к нам приходит

Талантлива во всем

С жителя Рязани взыскали трехсоттысячный штраф

Дорожные знаки уменьшат вдвое
Их разрешат использовать в исторических центрах городов и на нескоростных улицах
Всё – в дело
Безотходная деревообработка – это реально
Лада Петрова
Читайте в этом номере: