О статусе литературы Захар Прилепин
(настоящее имя Евгений Николаевич Прилепин)
родился 7 июля 1975 года в семье учителя и медсестры в деревне Ильинка Скопинского района Рязанской области. Трудовую деятельность начал с 16 лет. Закончил филологический факультет Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского и Школу публичной политики. Работал разнорабочим, охранником, журналистом. Служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в контртеррористической операции в Чечне 1996, 1999 гг. Публикуется с 2003 года (журналы «Север», «Наш современник», «Новый мир», «Континент»), колумнист в «Русской жизни», ведущий рубрики в «Литературной газете», член редколлегии журнала «Дружба народов». Лауреат многих русских и зарубежных литературных премий. Живёт в Нижнем Новгороде. В настоящее время работает главным редактором «Агентства политических новостей – Нижний Новгород», генеральным директором «Новой газеты в Нижнем Новгороде». С июля 2009 года – ведущий программы «Старикам здесь не место» на телеканале «PostTV».
Ситуация в литературной среде сегодня любопытная. Пишутся очень хорошие, качественные стихи и замечательная проза. Есть ряд имен, на которые стоит обратить внимание. Но тем не менее наблюдается снижение интереса к литературе. По сути, оно началось с периода перестройки. Советский, идеалистически настроенный читатель искал в художественных текстах ответы на жизненные вопросы. Многие процессы, происходившие в стране, были связаны с появлением тех или иных книг. Безусловно, огромное влияние на массы людей оказали «Архипелаг Гулаг» Солженицына, «Пожар» Распутина. Книга «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова была практически в каждой семье. В 90-х годах у читателей появилось ощущение, что писатели в своих выводах ошиблись. В результате люди перестали воспринимать литературу как средство постижения мира. Они решили, что нужно верить представителям экономической элиты, телеведущим, шоуменам, банкирам. Понадобилось десять лет, чтобы понять, что они тоже ничего не объясняют, а только запудривают мозги. В итоге читающий и размышляющий человек очутился в начале 2000-х годов перед пустым пространством, где нет веры ничему и никому. Выстроить картину мира совершенно невозможно. И тут многие опять решили обратиться к книгам. Часть интеллигенции стала искать в литературе эпических героев, которые бы отвечали на вопросы, поставленные временем. Писатель стал некой медийной фигурой, замелькал на экранах телевидения.
Почему литература потеряла на время свои позиции и до сих пор не может их вернуть? Во многом это объясняется социально-культурной политикой государства. С одной стороны, появилось ощущение большой литературной свободы, когда в книжках можно писать все, что угодно. Но с другой стороны, государство, которое не занимается культурной экспансией, неизбежно становится периферией мира. Посмотрите, например, какое огромное внимание уделяют продвижению литературы китайцы. Недавно в составе российской писательской делегации численностью около 50 человек я был в Лондоне на международной книжной ярмарке. Цель поездки заключалась в продвижении современной российской литературы на англоязычный книжный рынок. Следом за нами приехала делегация китайской писательской организации численностью в 500 человек. Они вкладывают огромные деньги, чтобы их литература переводилась на другие языки. Китайцы сегодня принимают активное участие почти во всех сферах жизни. Они в буквальном смысле слова одевают и обувают весь мир, а теперь еще и литературу продвигают. И правильно делают. Существует определенное нобелевское лобби, которое пробивает те или иные тексты для получения этой премии. В России, безусловно, есть писатели, которые могли бы ее получить. Например, Валентин Распутин, Михаил Шишкин. Они ничем не хуже последних десяти нобелевских лауреатов. Но так как в нашей стране до этого никому нет особого дела, из этого следует, что Россия не является страной культурной экспансии.
Литература дает более глубокое представление о реальности, которое нельзя получить из чтения прессы. Если нам, к примеру, предложат прочитать подшивки газет и журналов, выходивших в начале прошлого столетия, то, на мой взгляд, мы мало что поймем о том времени. А вот после прочтения, скажем, «Анны Карениной», у нас сложится четкое представление о тогдашней реальности. Именно текст книги дает максимально широкое представление о всех координатах бытия, а масс-медиа не дает. Кто-то сказал замечательную фразу, что век информации характеризуется тем, что мы знаем все больше и больше о все меньшем и меньшем.
Образ современного писателя
Сегодня самый распространенный тип писателей в России – это те, кто вообще ничего не читает. А если и читают, то только для того, чтобы убедиться, что они гениальней. Однажды я выступал в литературном институте. Передо мной сидели вялые люди, которые ни на что не реагировали. Оказалось, что они не читали ни одной моей книги, но зато потом все с удовольствием принесли мне свои. Неправильно думать, что литература – это такое поле, где везде только свои люди. Я никогда не знакомился лично ни с одним своим издателем. Я просто отправлял по почте тексты, и так выходили мои первые книги.
Полную версию статьи читайте в печатном выпуске областной газеты "Рязанские ведомости"