20:42 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
3528

В обожженном металле – вечность

Мастер чеканки и горячей эмали из Касимова Борис Александров готов поделиться бесценным опытом с молодыми, но пока последователей у него нет.

Заслуженный художник России Борис Александров к своей недавно открывшейся персональной выставке «Русь Святая» готовился, по его же признанию, три года. От работ, представленных на ней, веет стариной и величием… Они совмещают в себе смирение и силу, кротость и уверенность. А как может быть иначе, когда светлые образы святых обрамляет прочный, обожженный огнем металл? В работах соединены две техники декоративно-прикладного искусства – горячей эмали и чеканки.

Чеканкой Борис Александров увлекся 35 лет назад. Еще будучи студентом Рязанского художественного училища, он познакомился с одним ленинградским художником, который привез в училище латунную чеканку. Касимовский художник сразу загорелся этой техникой обработки металла и решил попробовать в ней свои силы.

Затем перспективного художника направили на мастер-классы в экспериментальный творческий комбинат (ЭТК) набираться опыта чеканщика. Там он научился соединять с чеканкой горячую эмаль и финифть. Кстати, в России всего несколько художников работают с горячей эмалью. Но Борис Николаевич не испугался трудностей освоения нового ремесла и навсегда «заболел» этим вечным искусством.

За прошедшие годы Александров со своими работами объездил полмира. Он «переписал» почти весь Северный Кавказ, был участником международных симпозиумов и выставок в Италии, Германии, Чехословакии, США, Китае.

– Я всегда чему-то учусь, люблю наблюдать, – делится мыслями Борис Николаевич. – Прежде чем приступить к работе над образом, долго его вынашиваю. Читаю исторические книги, смотрю видеоматериалы по теме.

Знакомясь с выставкой «Русь Святая», понимаешь, что тут не часть души вложена, а гораздо больше: настолько это огромный, кропотливый труд. Сергий Радонежский, Серафим Саровский (эта работа сделана по заказу Московской Епархии), Святитель Василий Рязанский, Казанская Богоматерь, Николай Чудотворец запечатлены в горячей эмали. Поначалу и не верится, что все эти произведения искусства созданы в XXI веке, в маленькой мастерской руками человека, живущего рядом с нами.

Занявшись новым для себя видом творчества, Борис Николаевич не оставил в стороне и живопись.

– Я не могу отделить в своей работе горячую эмаль и чеканку от живописи. В моей судьбе они идут параллельно, – признается художник.

Поэтому на выставке, помимо декоративно-прикладных работ, были представлены художественные этюды мастера.

Поздравить Бориса Александрова с открытием выставки приехала начальник отдела Московского Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское» Лидия Леонтьева. Были здесь другие почетные гости.

Борис Николаевич готов часами рассказывать о каждом своем произведении живописи и декоративно-прикладного искусства: как задумал, как изучал историю, как создавал очередное детище. Он готов поделиться опытом и передать свои знания. Но пока учеников-последователей, которые смогли бы продолжить дело мастера чеканки и горячей эмали, нет.

– Это ювелирная работа, которая требует огромного терпения и старания. У современной молодежи эти качества сейчас редкость, – с сожалением говорит мне хозяин выставки. – Да и условия для работы в этой сфере искусства нужны особые: специальная мастерская, где можно металл плавить и обжигать, да и расходные материалы недешевые. Но конечный результат того стоит.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 18 (3569) от 03 февраля 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
За ветеранов, против коррупции
Как мы уже сообщали, 15 января с.г. по инициативе фракции «Единая Россия» в Государственной Думе был принят законопроект, который продлил срок бесплатной приватизации жилья в России ...
И рекорд России…
В Сасове финишировали чемпионат и первенство Центрального федерального округа по зимнему полиатлону.
Валерий Немолькин
Читайте в этом номере: