09:13 МСК
Вторник
18 / 02 / 2025
2424

Ради нашего будущего

Как привлечь людей в музеи

Естественное желание цивилизованного человека – познать мир, в котором он живет, узнать больше о природе родного края и других уголков Земли, об истории и культуре, о различных явлениях. Узнать не только со страниц книг и с экрана компьютера и ТВ, но и увидеть воочию. Эту возможность и даёт нам музей – будь то историко-архитектурный заповедник, художественный музей, кунсткамера или музей воздушно-десантных войск.

Сегодня – Международный день музеев. В них хранятся бесценные сокровища, проводятся выставки, культурные мероприятия. Кажется, только смотри, вникай, чувствуй. Посещение музеев способствует развитию личности, самоидентификации. «Я живу в великой стране, где богатая природа, славная история, где творили прекрасные мастера, жили герои…» С таким самосознанием можно поднять Россию, не надо шарахаться из стороны в сторону в поисках национальной идеи, ломать и крушить старое.

Как только общество забывает о просвещении, о приобщении к культурным ценностям, начинается катастрофа, ликвидировать которую сложно. Увы, в 90-е годы такая беда случилась в нашей стране. В головы одних людей вдолбили: главное – рынок, материальные ценности, у других была одна цель – выжить. Всё это сказалось и на развитии музеев, и на уровне цивилизованности нескольких поколений россиян, не приобщившихся к культурным ценностям. Если даже в очереди в Эрмитаж в марте произошла кровавая драка – из-за случайного толчка в спину, то что это? То самое отсутствие культуры, за которое нас не любят иностранцы, сбегая из отелей, где живут русские туристы.

Необходимо вернуть людей в музеи ради духовного здоровья нации. Но как это сделать, если нет такой привычки, потребности? Во-первых, нужна грамотная пропаганда, во-вторых, модернизация самих музеев, чтобы туда можно было прийти не один раз и чтобы неофитам было интересно. А в реальности – накопившийся воз кадровых и материальных проблем, смешная зарплата, текущие крыши…

Надо отметить, в нашем регионе на модернизацию областных музеев сейчас выделяются большие средства. Проводится множество акций, выставок, праздников, чтобы привлечь посетителей. Образован центр для региональных музеев при музее истории молодёжного движения. Создаются небольшие музеи, в том числе частные, в районах области. Вкладываются деньги и в рекламу, например, есенинского праздника в Константинове. Но всё-таки пока пропаганды мало. Для привлечения широкой аудитории необходимо в полной мере задействовать Интернет.

Сеть – мощнейший инструмент продвижения музеев и самообразования человека. Взять тот же арт-проект Google – виртуальную бесплатную презентацию собраний крупнейших музеев мира – в том числе Эрмитажа и Третьяковской галереи. Это возможность «посетить» Версальский дворец Парижа, Национальную галерею Лондона, Метрополитен-музей Нью-Йорка. Музеи и галереи активно пропагандируют себя не только на порталах и сайтах, но и в социальных сетях, микроблогах.

В твиттере и в фэйсбуке они завоёвывают себе сотни, тысячи поклонников из разных стран. И там, и там активно действует, например, Пермский музей современного искусства, открытый в здании Речного вокзала. Зависть берет. Во-первых, разговоры о создании в Рязани музея (или хотя бы галереи) современного искусства идут давно, а воз и ныне там. А это крайне необходимо. Во-вторых, сколько же у пермяков интересных мероприятий и как они себя пропагандируют! Хотя, возможно, анонсируй так свои акции те же наши музей истории молодёжного движения или музей в Константинове – и у них гостей «со всех волостей» было бы гораздо больше.

Да в одной только экспозиции во дворце Олега историко-архитектурного музея-заповедника Рязанский кремль – и посох Пересвета, и стол Салтыкова-Щедрина, и одежды Стефана Яворского, и редкие вещи из кладов… Какую рекламу можно было бы развернуть! То же относится и к небольшим музеям в районах. Реклама – это поток посетителей, средства на реконструкцию. Нам есть что показать, есть чем гордиться. А так хочется, чтобы наши музеи процветали – ради нас же самих, ради нашего будущего.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 87 (3890) от 18 мая 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Культурная бессонница

Путешествие в мир фантазий

Захар Прилепин: «Литература дает представление о реальности»

Человек дороже денег
В Новодеревенском районе реализация программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья близится к завершению
Иди и смотри
Шок, вызванный событиями во Львове, заставил задуматься о многом. Да, у нас не Западная Украина, у нас не было Степана Бендеры. Но нацисты есть. И свастику рисуют на улицах, и тех, ...
Елена Коренева
Читайте в этом номере: