Конечно, к приезду журналистов старички принарядились, прибрались, но мне хотелось заплакать. Не только из-за аварийного состояния квартиры. От увиденного веяло таким одиночеством, такой беспомощностью пожилых людей, что душа разрывалась от жалости. Думаю, квартирный вопрос ветеранам власти помогут решить. Но согреют ли их близкие люди, помогут ли почувствовать себя родными людьми, о которых надо заботиться и которых надо любить? У меня нет ответа. Эту печальную историю хочется забыть и не получается. Но недавно я побывала в гостях у семьи Платошиных и своими глазами увидела, почувствовала в их доме атмосферу уважения, доброты, тепла. Звонок Дианы Алексеевны Печуры был неожиданным.
– Через 20 минут мы едем поздравлять с днем рождения Василия Васильевича Платошина. Ему сегодня 90 лет исполняется. Поедешь с нами?
К Василию Васильевичу? Обязательно!
На встречах с ветеранами я обязательно ищу Василия Васильевича Платошина. Радуюсь, если он присутствует, тревожусь, если его нет. Как у него здоровье, все ли в порядке? Василий Васильевич – удивительный человек с удивительной судьбой.
Солдат, встретивший войну 22 июня 1941 года на западной границе, учитель, десятилетия преподававший историю в Шевцовской школе. Удивительно добрый, внимательный человек, настоящий мужчина. Помню, как несколько лет назад на одном из праздников решительно отказывался сесть за стол, пока все женщины не найдут себе места. Вот и встречая нас у порога, нарядный, в белой рубашке, Василий Васильевич сделал всем комплимент: «Вы сегодня хорошо выглядите».
– Папа очень ждал этот день, ждал гостей, – призналась сноха Светлана. – Он очень любит общаться, память замечательная, всем интересуется.
Пока Светлана хлопотала у праздничного стола, Василий Васильевич рассказывал о том, кто его сегодня поздравлял. Уже звонили ученики, сестра, внук из Петербурга. Вечером в доме соберутся рязанские родственники. Светлана специально взяла выходной, чтобы подготовиться к встрече гостей, чтобы Василий Васильевич чувствовал себя именинником.
Не секрет, что люди пожилые часто бывают капризными, ворчат на своих близких. Только это не про Василия Васильевича. Как он искренне и душевно рассказывал о своих родных:
– Лучший кусок за столом всегда мне. Сноха у меня удивительная: интеллигентная женщина, а какая работящая. Весь огород на ней, все умеет, со всем справляется.
Душевность и теплоту в семье Платошиных почувствовать легко. Сын Юрий отпросился с работы, чтобы хоть полчаса посидеть рядом с отцом. Вспоминают, как летом отвезли Василия Васильевича на дачу, чтобы он всегда был рядом с родными, чтобы не оставался один в квартире. Семья у ветерана большая. Он воспитал четверых детей, у него семь внуков и двое правнуков.
У Василия Васильевича отдельная комната, где чисто, уютно. Это самое важное – уют. А еще в доме я увидела очень много книг. Учитель Василий Васильевич Платошин всегда любил читать, сумел передать эту любовь детям, близким. Давно, еще до войны он, тогда еще совсем юный паренек, понял, какое это чудо – книга. Поэтому и решил стать учителем. Знал ли он, каким трудным, почти нереальным будет путь к мечте. Срочная служба солдата Платошина подходила к концу, когда началась война. Первая бомбежка под Вязьмой, первый бой под Харьковом. Судьба хранила красноармейца Платошина, ведь до Победы дожили немногие из тех, кто первыми приняли удар фашистской армии.
– Мы отступали, но не бежали – это главное, – вспоминает Василий Васильевич. – Сражались мы ожесточенно, даже если оружия не хватало, даже если знали, что снова придется отступать. Случаев паники не помню.
Потом были месяцы боев, связист, потом пулеметчик Платошин защищал столицу. После ранения его хотели направить в военное училище, но Василий Васильевич всегда помнил, что война когда-нибудь кончится. Если повезет, он останется живым – обязательно вернется в школу, будет учить детей. И учил, много лет учил истории, возглавлял коллектив педагогов Шевцовской школы. И никогда не забывал о своих боевых друзьях, о войне, о памяти тех страшных лет.
А теперь я расскажу о грустном. Летом воры украли боевые награды Василия Васильевича Платошина. Все. Только фотографии теперь напоминают о них. Найдет ли милиция ордена и медали? Хотелось бы верить.
– Папа у нас как мудрый ворон, он любит жизнь, оптимист, – сказал Юрий Платошин. И как бы подтверждая его слова, Василий Васильевич на прощание сказал: «Обязательно увидимся на следующем моем юбилее».