Сегодня такие героини не в моде. Но мода изменчива. А такой вот тип женщины на Руси вечен. Такими берегинями и труженицами спасаема Россия. И если уйти от пафоса к простым человеческим чувствам и пониманию реальности, жизнь Дарьи Матвеевны, героическая и жертвенная, типична для женщин ее поколения и происхождения.
Родилась на Полтавщине. Отец, участник Первой мировой, рано умер от солдатских ран. И если семья оказалась в 1932 году на земле рязанской, понятно, почему. Голодно было в те времена на Украине. Казалось, что можно спастись в краях, что к Москве поближе. Но сладкой жизни и здесь не было. А иначе, почему Даша пошла работать в колхоз еще подростком? За перевыполнение нормы давали дополнительно к 500 граммам хлеба еще 200. В 15 лет она стала бригадиром полеводческой бригады, окончила курсы трактористов.
А потом была война. «Так случилось, мужчины ушли, побросали посевы до срока…». Слишком часто в ХХ веке нашим мужчинам приходилось уходить из дома – спешить на помощь, собираться на войну. И тогда их место занимали женщины – совсем юные, жизни по-настоящему не видевшие, но способные взвалить на себя груз мужской ответственности. В 1942 году, когда Дарья Гармаш стала бригадиром женской тракторной бригады, ей было всего 23 года. Работали по 12 часов в сутки, экономили каждую каплю горючего, каждый винтик своих машин. Когда сейчас смотришь на старые фотографии этих девчат, думаешь о том, какими красавицами были бы они, нарядившись в крепдешиновые платья, накрутив кудри на голове, как могли бы закружиться в вальсе…Им ведь всего этого хотелось, но они запрещали себе даже думать об этом. Иначе бы таких нагрузок просто не выдержали.
Женская бригада Дарьи Гармаш была не единственной в стране. Но именно нашим рязанским девчатам выпало стать инициаторами Всесоюзного соревнования таких бригад. Они побеждали, завоевывали переходящие красные знамена. Одно из них хранится в Музее современной истории России, который назывался когда-то Музеем революции. Но это внешняя сторона трудового подвига. А что чувствовали эти молодые женщины в те годы, когда плакали по ночам от усталости, когда уставали их руки, когда гудели ноги… Как они вообще работали на этих маленьких, таких примитивных тракторах? Это известно только им.
Дарья Матвеевна и после войны не изменила своей фронтовой профессии. В течение многих лет она руководила той самой Рыбновской сельхозтехникой. Работала истово – разбиралась лучше всякого мужчины в новой технике, строила поселок, прокладывала к нему дорогу, открывала то клуб, то школу, то детский сад в ставшем родным Баграмове. Конечно, ей, депутату Верховного Совета, делегату многих партийных съездов, было по тем временам многое дано. Как сейчас принято выражаться, она обладала серьезным административным ресурсом. Но это был не ресурс должности, а ресурс человеческой души, большого человеческого сердца. Она ведь заслужила право уже жить для себя, своих детей, своих близких. Но не могла, не умела так жить. Сейчас ее назвали бы бизнес-леди. А она была рязанской мадонной. Говорят, эту знаменитую песню про нее сочинили. Правда, она никогда в этом не признавалась. Она вообще не была пафосным человеком. И самые высокие слова звучали просто и понятно, когда говорила Дарья Матвеевна.
Не многих в Рязани провожали в последний путь так, как провожали летом 1988 года Дарью Матвеевну Гармаш. Люди, заполнившие в тот день все улицы Баграмова, будто чувствовали, что вместе с ней уходит эпоха, которую даже диссиденты называли великой. И потому ей поставили памятник. Скромный и многозначный – возвели на высокий постамент простой трактор, на котором Дарья Гармаш и ее девчата всю войну пахали. В прямом, а не переносном смысле этого слова. Он стоит на трассе из Рязани в Москву, как стоят по всей России и Европе танки Т- 34, прошедшие от Сталинграда до Берлина. У каждого в той войне был свой путь к Победе, он мог быть и тракторной колеей. Когда ставили этот памятник, земляки Дарьи Матвеевны не задумывались, как правильно оформить монумент, в чем ведении он будет находиться. Тогда это не имело значения.
Теперь имеет. Несколько месяцев назад памятник Дарье Матвеевне Гармаш сняли с постамента для реставрации. Он нуждается в обновлении, слишком долго стоял на ветру, под снегом, дождем, на солнцепеке. Сын Дарьи Матвеевны – Александр Александрович Киселев смог привлечь часть необходимых для реставрации памятника средств. Сделал свой вклад и Губернатор области Олег Иванович Ковалев. Но денег пока не хватает, а восполнить их из бюджета не представляется возможным именно из-за того, что памятник не находится в областной собственности. Можно, конечно, взяться за оформление необходимых бумаг прямо сейчас. Но до Дня Победы осталось три месяца. Неужели все мы допустим, чтобы 65-я годовщина Победы отмечалась без памятника Дарье Матвеевне Гармаш? И нам будет не стыдно?
Рязанский областной комитет женщин в декабре прошлого года, когда отмечалось 90-летие этой замечательной женщины, поддержал инициативу создания в Баграмове музея обороны и тыла. Но это дело будущего. Кроме того, было принято решение организовать сбор средств на реставрацию памятника. И сделать это таким образом, чтобы ко Дню Победы, к 9 Мая 2010 года, трактор занял свое место на обновленном постаменте. Давайте попробуем все вместе сделать это доброе дело. Это может стать нашим личным, реальным вкладом в празднование 65-летия Победы. Ведь у каждого из нас в наших семьях кто-то воевал, а кто-то ждал солдата с войны. Это и им памятник. Это символ нашего с вами общего прошлого, благодаря которому все мы сегодня живы.
Фонд «Реконструкции памятника Дарьи Гармаш»
д. Баграмово, Рыбновский р-н,
Рязанская область, 391121,
тел.: (4912) 24-06-91, (49137) 39-3-09
e-mail: garmash(@post.rzn.ru
ОГРН 1086200000480 ИНН/КПП 6213008742/621301001
Р/сч. 40703810053000080312 Рязанское ОСБ №8606
г. Рязань, Корр./счет: 30101810500000000614
БИК 046126614