Как только стало известно о ее проведении, в средствах массовой информации , в интернет-пространстве появились всевозможные предположения о том, какие судьбоносные заявления сделает Президент. И чем ближе становилась означенная дата встречи с журналистами, тем больше появлялось «прорицателей», предрекавших то грядущие отставки, то «смену курса», то решения по предстоящим президентским выборам. Одним словом, кто во что горазд. Ожидания тех , кто жаждал великих потрясений, не сбылись. Президент подтвердил верность выбранному курсу, напомнил любителям радикализма , что модернизация – процесс очень важный, но не сиюминутный, что с премьером Путиным они единомышленники и коллеги, что главное в практической политике – ответственность перед людьми, а изменение жизни людей к лучшему – показатель уровня ответственности политика во власти.
По дороге в Сколково, где проходила пресс-конференция, мои коллеги задавали вопрос друг другу: а почему именно там, почему не в Кремле, по уже сложившейся традиции, Президент встречается с журналистами? Но на обратном пути вопрос этот уже не звучал. Стало очевидным, что Сколково, которое пока только делает первые шаги от проекта к реальности, наглядный пример того, какой путь нужно пройти стране, чтобы стать конкурентоспособной на мировом пространстве.
Как и в какие сроки мы сможем это сделать, зависит и от власти, и от общества ( то есть от нас с вами). Понятно, что, учитывая нынешние российские реалии с монбланами новых проблем и айсбергами прежнего наследства и в экономике, и в политике, путь этот и далек, и труден. Это осознает руководство страны, и потому «пятилеток в два года» не планирует. Но задачу добиться нового качества развития России Президент отметил как основную, открывая первую встречу с журналистами в таком формате за три года своего президентства. Хотя, думается, встречи такие должны быть чаще, и, в первую очередь, с региональной прессой (с кремлевским пулом и зарубежными журналистами есть возможность общаться значительно чаще), ведь именно региональный информационный вектор особенно важен для настроя на единую рабочую волну. Владимир Путин не случайно, став Президентом, часто практиковал такие встречи, говоря одновременно и с журналистами из российских регионов, и со страной.
«Добились ли мы чего-то сверхъестественного? Нет, не добились», – совершенно откровенно сказал Дмитрий Медведев на пресс-конференции. И это понятно. Мир вокруг нас, наша жизнь, жизнь страны изменяются лишь тогда, когда изменяемся, прежде всего, мы сами. А мы еще во многом остаемся прежними. Это хорошо, если мы не меняем своих лучших качеств. Но мы, увы, еще не научились работать также добросовестно и скрупулезно, как японцы. Мы не так законопослушны, как, скажем, немцы. И не так активны в защите своих гражданских прав, как американцы. Ссылки на своеобразный русский менталитет в данном случае не уместны. И не только по причине наступающей эры глобализации. Отсутствие или недостаток трудолюбия, уважения к закону, к своей стране, к себе, как личности, в конце концов, определяет величину дистанции от наших сегодняшних будней со всеми их проблемами – коррупцией, самоуправством чиновников разных мастей, социальной апатией и слабой социальной защищенностью – до той новой России, прообразом которой было продемонстрировано Сколково. Но дорогу, как известно, преодолевает идущий.