Студенты, у которых он читал курс лекций «Введение в литературоведение» и «Теорию литературы», говорят с гордостью и через десятилетия после окончания вуза; «Мы учились у Попова». И это понятно; все 47 лет работы в вузе он не только давал прочные знания студентам по литературе – он вел у них и уроки жизненной мудрости.
точка зрения
Татьяна Пыжонкова,
заместитель главы администрации г. Рязани:
– Владимир Алексеевич учил нас работать вдумчиво и при написании курсовых и дипломных работ спуску не давал. Критические высказывания были очень тактичными, но правильными, а его чувство юмора подкупало. Всегда хотелось соответствовать той планке, которую он для нас ставил. Потом, когда я уже сама стала преподавателем, также стремилась выработать у ребят стремление анализировать, делать выводы и грамотно отстаивать свою точку зрения.
Дмитрий Бочаров,
руководитель «Регионального информационного агентства», кандидат филологических наук:
– Мне повезло. Я учился у Владимира Алексеевича и работал с ним на одной кафедре. Несмотря на то, что я возглавлял кафедру, относился к нему прежде всего как к учителю, а потом уже как к коллеге. Он – исключительная личность и один из тех педагогов, которые являются лицом вуза. Владимир Алексеевич нам не только преподавал научную дисциплину, но и передавал свой опыт, учил жизни.
Он объяснял, как важно все анализировать, находить причинно-следственную связь, а не голословно высказывать свою точку зрения. Порой требовалось перечитать не одну критическую статью по творчеству автора, чтобы понятней становилась философская лирика Заболоцкого или исповедальные строки Цветаевой. Халтурщиков Владимир Алексеевич вычислял сразу и умел без лишних нотаций и докладных подвигнуть студента взяться за ум – его воля была сильнее своеволия юности. Пропустив в силу каких-то обстоятельств лекцию Попова, стыдно было сочинять небылицы: казалось, он и так все знает и видит. Опустишь виновато глаза и идешь в библиотеку готовиться к отработке…
Владимир Алексеевич и сам учился с увлечением: «Во мне всегда присутствовала жажда получать знания». Очень много читал. Белинского, Тургенева, Чернышевского. В школе посещал различные кружки, сочинял стихи, писал сценарии для выступления школьной агитбригады на радио, играл в школьном театре, с увлечением занимался физикой и математикой, мечтал поступить на физмат в МГУ…
Планам молодого человека не дано было осуществиться. К выпускному классу Владимиру Попову исполнилось 18 лет, его призвали в армию.
Курс молодого бойца, офицерские курсы он успел пройти до начала войны. В военной биографии Владимира Алексеевича Попова много героического. Свой боевой путь он начал под Брестом, а Победу встретил на Эльбе, участвовал в операциях по освобождению Западной Украины, Польши, Германии, награжден орденами Славы и Великой Отечественной войны.
Вспоминает, как тяжело выходили из окружения. Как теряли товарищей, как голодали и как были рады, что вышли к своим, несмотря на то, что враг уже проник клиньями в глубь нашей территории.
Командование не раз предлагало ему поступить в военное училище. Опыт работы разведчика, знание нескольких языков, отличное здоровье, выдержка, способность быстро принять единственно правильное решение – все это у него было. Но, выслушав предложения и аргументы «за», – он всякий раз отказывался. Определил для себя: в будущем, после войны, он обязательно займется наукой.
Что касается личной жизни, то будущую жену выбрал для себя еще в школе. Наташа была немного моложе. Из армии писать письма поначалу не получалось – разведчикам запрещалось. Такая возможность представилась лишь в 44-м. А в 46-м году Владимир приехал в Москву к невесте, студентке выпускного курса мединститута…
Союз оказался прочным и удачным во всех отношениях. Они понимали друг друга без лишних слов. Когда Наталья получила распределение в Таджикистан, Владимир оставил учебу в Ленинградском горном институте и отправился за женой. Там он поступил в педагогический институт на литфак, учился и работал. Сначала в газете – учетчиком писем, корреспондентом, завотделом. Газета отнимала много времени, но Наталья с пониманием относилась к работе мужа. И он, и она со временем защитили диссертации, возглавили кафедры – каждый по своему профилю.
60 лет супруги прожили душа в душу. К сожалению, после тяжелой болезни Наталья Леонидовна скончалась. А дочери, внуки, правнуки не забывают Владимира Алексеевича. Навещают его и коллеги по кафедре, бывшие студенты. Он помнит все научные работы своих подопечных, их имена и фамилии. Разговаривать с Владимиром Алексеевичем очень интересно. Он и рассказчик отменный, и слушатель. А главное – он по-прежнему продолжает длящиеся уже почти полвека уроки мудрости, уроки жизни, за которые сотни его студентов ему искренне благодарны.