18:44 МСК
Понедельник
19 / 10 / 2020
851

Меняем жизнь к лучшему

(Пошаговая инструкция)
Рис. Павла Соловцова
На снимке: Рис. Павла Соловцова

Долго жилищно-коммунальное хозяйство страны представлялось как квантовый релятивистский объект (а именно «черной дырой»). Стоило только человеку поселиться в многоквартирном доме, как «черная дыра» начинала притягивать к себе его кровные деньги и запирать их внутри собственных, не изученных никем недр. «Дыра» росла, набухала. Кое-кто из председателей ТСЖ и начальников управляющих компаний стали делать вид, что живут на Гоа, а в России у них просто бизнес.

Но жилой фонд тем временем старел, коммуникации рушились, износ системы ЖКХ приближался к интересной отметке в 100%.

В последнее время начались изменения, и хочется верить, что к лучшему. Сначала газовики решили одним ударом покончить с долгами и начали заключать контракты с собственниками квартир напрямую, минуя порочное «черное отверстие». И сразу же выяснилось, что обычные жильцы платят настолько хорошо, что долгов на самом деле нет. Теперь очередь за другими поставщиками коммунальных услуг. А еще в платежных счетах за квартиру есть волшебный раздел «за содержание жилья». Вот он включает в себя гораздо больше, чем принято думать. Бьемся об заклад, что после прочтения этого материала вы еще раз пересмотрите все свои платежки и обязательно найдете пункт, по которому вы всегда платили в срок, а как оказывается – зря.

О протечках и утечках

Периодически администрация управляющей компании или ТСЖ осознает, что мир перестал играть яркими красками, существование бренно, а потому срочно нужна норковая шуба, путевка на Мальдивы или банальное обновление начальственного джипа. Нужную сумму всегда можно собрать с тех жильцов, которые не знают ни правил эксплуатации жилого многоквартирного дома, ни закона о защите прав потребителей. С просвещенными людьми, которыми вы и станете сейчас, такого случиться не может. Приступаем.

Если вы заметили в платежной квитанции пункт «за протечки» или «утечки», то смело ничего не платите и посылайте коммунальщиков на три буквы, то есть – в суд. Они все поймут и снимут свои незаконные требования. Впрочем, если у них плохой юрисконсульт, который сам не помнит, что законно, а что нет, то могут все-таки подать и на вас в суд. Так было с жильцом дома, который обслуживает ТСЖ «Аметист». Но все закончилось хорошо. ТСЖ требовало от жильца, чтобы он оплатил те самые «утечки», а заодно задолженность по домофону и аренду кладовки в цоколе. Юридически подкованный жилец не растерялся и подал встречный иск, в котором требовал перерасчета и возвращения части денег, уплаченных за некачественное отопление, компенсации морального ущерба и расходов на юриста. Разбирательство проходило в 59-м участке мирового суда Рязани. В ходе суда сразу было установлено, что ни в одном законе вообще нет таких терминов, как «потери и утечки», следовательно, за них никто и никогда не может брать плату. А домофон и кладовка это …общедомовое имущество, и за него ТСЖ вообще не могло брать плату отдельно. В итоге суд выигран, жилец оказался в плюсе.

– В сфере нашего ЖКХ существует много злоупотреблений. Во многих домах берут отдельную плату за коллективную телевизионную антенну, за использование шлагбаума, автоматических ворот, за место парковки детских колясок и других видов услуг, которые на самом деле входят в понятие «содержание жилья», – напоминает председатель Рязанской ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Все технические приспособления и помещения внутри дома являются общедомовым имуществом и в равной степени принадлежат всем собственникам квартир дома.

Итак, вы поняли, что управляющая компания или ТСЖ регулярно залезают в ваш карман и берут оттуда больше, чем им положено. Что же делать? Срок исковой давности по такого рода делам составляет три года. Удача улыбается людям аккуратным, которые сохраняли платежные квитанции за этот период времени. Поднимите их и исследуйте. Подсчитайте ущерб. Затем смело требуйте возвращения незаконно взятых с вас денег в досудебном порядке, то есть по-хорошему. Если коммунальщики вас проигнорируют или даже оскорбительно выскажутся по этому вопросу, сразу же обращайтесь в суд, требуйте возвращения не только своих кровных денежек, с которыми вас разлучали, но еще и компенсации морального вреда, да еще и государственного штрафа сверх всех сумм дополнительно в размере 50% за отказ от решения вопроса в досудебном порядке при явной правоте одной из сторон.

Работать надо прямо

Почему народ отдает деньги за электричество, водоснабжение, отопление и канализацию тем организациям, которые просто заняты управлением многоквартирным домом? А потом эти организации просто передают уплаченные жильцами деньги тем, кто реально поставляет ресурсы, то есть электросети и водоканалу, да еще с опозданием и не в полном объеме, за счет чего растут общие долги и наносится ущерб экономике в стратегическом масштабе? Непонятно. Ведь так уже давно можно не делать. Начиная с 26 декабря 2016 года любой собственник квартиры может заключить прямой контракт с теми, кто дает ему тепло, воду и электричество, занимается очисткой сточных вод, а также вывозит твердые бытовые отходы. Что для этого надо сделать? Всего лишь инициировать общее собрание собственников квартир и на нем постановить, что отныне посредника при оплате коммунальных услуг больше не будет, а платить надо напрямую. Дальше детали – переоформление договоров и новая, более светлая жизнь. Ресурсоснабжающие компании сами будут рады изменению договоров, потому что это резко снизит для них задолженность по оплате, а то и вовсе ее ликвидирует. Самое интересное: почти наверняка цены на все коммунальные услуги резко снизятся. Практика показывает, что управляющие компании или ТСЖ очень часто при сборе денег за воду, а особенно за центральное отопление, завышали суммы оплаты и разницу клали себе в карман. Особенно это процветает там, где оплата происходит наличными по абсолютно непрозрачным схемам. Да, существуют конкретные формулы вычисления стоимости поставки тех или иных ресурсов – все прописано общефедеральными правилами, и там нет места для фантазии. Но если жильцы не интересуются, что стоит за счетами по ЖКХ, то это становится лакомым кусочком для недобросовестных управляющих.

В идеале управляющие компании или ТСЖ должны получать плату только по одной статье ежемесячных коммунальных счетов, а именно плату за содержание жилья, которая тоже начисляется не с потолка, а по строгим правилам. Это, конечно, сразу же снизит доходность коммунального бизнеса. Но все к лучшему. Такая позиция жильцов быстро изгонит из сферы ЖКХ всех ушлых любителей «погреть руки», ведь таким персонажам интересны только сверхприбыли. И тогда на их место придут честные люди, для которых важны не деньги, а возможность честно делать свою работу и спокойно жить с чистой совестью.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 23 (5533) от 16 февраля 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Блестящий элемент
Финалисты рязанского «Свободного микрофона» представили дебютный альбом
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Читайте в этом номере: