22:18 МСК
Понедельник
02 / 10 / 2023
836

К вам – соцработник!

Уход за пожилыми людьми требует определенных знаний, чуткости, деликатности и душевного тепла
Автор фото: Ольга Драган. На фото: Галина Николаевна Гакало с социальным работником Галиной Юшкиной
Фото автора.
На снимке: Галина Николаевна Гакало с социальным работником Галиной Юшкиной

Четыре года назад Галина Николаевна Гакало похоронила супруга. С тех пор живет одна. Сейчас женщине восемьдесят восемь лет. Из дома она не выходит. «Если бы не соцработник, не знаю, что делала бы, – вздыхает Галина Николаевна. – Хотя, честно признаюсь, поначалу отказывалась от посторонней помощи, но сын настоял. Сам он живет в Воронежской области. Меня не забывает – приезжает по мере возможности и часто звонит».

И словом, и делом

Для большинства пожилых людей социальный работник становится по-настоящему близким человеком, которому они доверяют и с которым готовы поделиться невзгодами или просто поговорить. К каждому из своих подопечных соцработник Галина Юшкина, согласно должност­ной инструкции, должна приходить два раза в неделю, приносить продукты и лекарства, помогать по дому, если необходимо, оформ­лять различные документы, сопровождать в поликлинику и на прогулке. На деле же соцработник навещает вверенных ей пожилых людей гораздо чаще.

«Как-то вечером звонит мне Галина Николаевна Гакало и говорит, что упала, а встать не может, – рассказывает Галина Юшкина. – Я быстро пришла, но сама поднять ее не смогла, поэтому стала просить помощи у соседей. Они, конечно, откликнулись».

Галина Юшкина признается, что прежде, чем стать социальным работником, семнадцать лет была воспитателем в детском саду. «В какой-то момент поняла, что нужно менять сферу деятельности, – делится она. – Пришла в соцслужбу, а там как раз требовался социальный работник. И вот уже более десяти лет помогаю пожилым людям. Временами приходится сложно в моральном плане, особенно когда умирает кто-то из подопечных. К сожалению, и такое бывает».

По статистике, социальные работники наиболее подвержены профессиональному выгоранию. Чтобы этого не происходило, в комплексном центре социального обслуживания населения города Рязани проводятся тренинги для сотрудников, в рамках которых с ними беседует психолог. «Такие занятия помогают восстановиться и снять усталость», – говорит, опираясь на собственный опыт, Галина Юшкина.

В родных стенах

В Рязанской области в домах престарелых – хорошие условия и специалисты, но ограниченное количество мест. Да и далеко не все одинокие пожилые люди и инвалиды хотят жить там. В связи с этим сегодня упор делается на стационарозамещающие технологии. Помимо услуг социального работника, существует, к примеру, такая услуга, как «тревожная кнопка». «Для получения круглосуточной экстренной социальной помощи программируется мобильный телефон наших подопечных, – рассказывает руководитель комплексного центра социального обслуживания населения города Рязани Ольга Постникова. – Больше всего поступает звонков, связанных с экстренной психологической помощью, в том числе с ухудшением здоровья, получением травм, необходимостью вызова скорой помощи. Нередко пожилым людям и инвалидам требуется помощь в срочном вызове специализированных (ремонтных) служб». По словам Ольги Постниковой, все обращения находят отклик.

Есть спрос и на помощь сиделок. В комплексном центре социального обслуживания населения города Рязани начали предоставлять такую услугу около трех лет назад. А перед этим провели корпоративное обучение с привлечением сотрудников Рязанского медико-социального колледжа. «Особое внимание уделялось психологической подготовке будущих сиделок, – продолжает Ольга Постникова. – Это важно, потому что пожилые люди испытывают дефицит общения, да и болезнь, как правило, накладывает свой отпечаток». Немаловажно и то, что с сиделкой заключается договор, исполнение которого контролирует руководство комплексного центра. Таким образом, тот, кто обращается сюда, получает определенные гарантии. Если вдруг что-то пойдет не так (пока таких случаев не было), есть с кого спросить. Да и стоимость услуг, предоставляемых сотрудниками комплексного центра, ниже, чем указанная в частных объявлениях.

«Работает у нас и школа родственного ухода, – говорит Ольга Постникова. – Она действует в двух направлениях. Первое – социальный работник выходит на дом и показывает родственником, как правильно ухаживать за лежачим больным. Второе – на базе центра проводятся групповые занятия для родственников, которые самостоятельно ухаживают за лежачими больными. Специалисты рассказывают об особенностях гигиенического ухода, питания, эргономике жизненного пространства лежачего больного».

Осторожно – мошенники!

Одинокие пожилые люди могут стать жертвами мошенников. В Рязани нередки случаи, когда к ним под именем социальных работников приходят аферисты. «Мы предупреждаем своих подопечных о том, что прежде, чем пустить постороннего человека в дом, нужно спросить у него удостоверение или паспорт», – говорит Ольга Постникова.

Она рассказывает историю, которая длится уже более полугода: «Одной из наших подопечных – девяноста два года. В силу возраста у нее бывают провалы в памяти. Прошлым летом у бабушки поселилась женщина, назвавшаяся родственницей (хотя близких родственников у нее нет). Мнимая родственница вынудила пожилую женщину оформить получение пенсии на банковскую карту. Почти сразу же банковская карта, паспорт, удостоверения ветерана боевых действий и ветерана труда у пенсионерки пропали. Об этом она рассказала своему соцработнику. Та сразу же обратилась в полицию. Была проведена проверка, но уголовное дело тогда не возбудили, потому что карта и документы через несколько дней нашлись. Периодически пожилая женщина жалуется социальным работникам на то, что остается без денег и продуктов». Пока эта ситуация не решилась. Однако социальные работники делают все, чтобы помочь пожилой женщине.

P.S. Существует реестр поставщиков социальных услуг. Входящие в него организации несут ответственность за свою деятельность перед государством.


В Рязанской области в реестр поставщиков социальных услуг входят следующие организации, работающие с пожилыми людьми и инвалидами:

– Александро-Невский, Ермишинский, Захаровский, Кадомский, Касимовский, Клепиковский, Кораблинский, Михайловский, Пителинский, Рыбновский, Ряжский, Рязанский, Сапожковский, Сасовский, Скопинский, Спасский, Старожиловский, Ухоловский, Шацкий, Шиловский комплексные центры социального обслуживания населения;

– АНО«Центр социального обслуживания «Доброе дело»;

– комплексный центр социального обслуживания населения города Рязани;

– областное отделение «Российского Красного Креста»;

– региональная общественная организация «Еврейский общинный культурный центр Рязанской области «Хесед-Тшува»;

– Рязанский геронтологический центр имени П.А. Мальшина;

– региональное отделение «Всероссийского общества глухих».

Полный перечень организаций, входящих в реестр поставщиков социальных услуг, представлен на сайте регионального министерства труда и социальной защиты населения.


Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 23 (5533) от 16 февраля 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
«Это им самим скоро надоест»
Владимир Путин обсудил с бизнесом развитие страны и санкционный режим
Блестящий элемент
Финалисты рязанского «Свободного микрофона» представили дебютный альбом
Читайте в этом номере: