17:58 МСК
Четверг
28 / 05 / 2020
383

Жила-была мастерица

Изделия Елены Колодкиной сейчас найти непросто. Но к ним будут обращаться все, кто глубоко изучает искусство рязанской вышивки
Автор фото: Димитрий Соколов. На фото: Елена Колодкина и куклы Малуши, 1994 г.
Фото автора.
На снимке: Елена Колодкина и куклы Малуши, 1994 г.

Разбирая архив фотопленок, наткнулся на этот кадр. Елена… Да, конечно, Елена Колодкина, мастерица художественной вышивки. Тогда, в 1994 году, этот снимок в газету не пошел. Но у меня до сих пор перед глазами та комната, в «хрущевке» на Шлаковом, где хранилась вся коллекция ее кукол и стеклянный шарик на балконной двери гонял по стенам солнечных зайчиков.

Такой же лучезарной была хозяйка квартиры, известная рязанская мастерица Елена Валентиновна Колодкина.

Познакомились мы с ней в библиотеке Горького, после одной из краеведческих конференций. Многие участники продавали свои книги, и только Елена стояла с лотком, на котором гордо красовались куклы в костюмах рязанских уездов. Сейчас такой продукцией удивить сложно, вот только по искусству исполнения узорной вышивки Колодкину никто в Рязани из молодых художников не превзошел.

В 1994 году она рассказывала о своей поездке в Брессюир в составе делегации рязанских деятелей культуры, приглашенных в этот город-побратим на открытие бульвара Гагарина. О больших планах выпускать сувенирных кукол. Малое предпринимательство в России только зарождалось, и Елена открыла артель, где трудилось много людей пожилого возраста. Строила планы по развитию отделения художественной вышивки в РХУ им. Г.К. Вагнера, куда ее пригласили преподавать. Во время съемки мне не пришлось просить моего собеседника улыбнуться. Она и так радовалась всему.

Потом я узнал, что артель закрылась, на отделение художественной вышивки училища прекратился набор, а Елена ушла в мир иной. Блеснула, как тот граненый шарик на шторке, и угасла.

На днях в РХУ я поинтересовался у педагогов, можно ли где-то увидеть ее работы? Со временем она изменила форму кукол, полностью углубившись в народные традиции. Оказалось, что в училище не сохранилось ни одной. Начали листать красочные альбомы по рязанским ремеслам в библиотеке, но нашли только образцы вышивок мастерицы. И ни одного изображения Малуши – так, помнится, называла своих красавиц в сарафанах талантливая вышивальщица.

…Пока студенты рисуют натуру, преподаватель спецдисциплин РХУ Елена Фролина успевает немного рассказать о своей близкой подруге. О том, как работали вместе в кружках Дворца пионеров, а потом на отделении моделирования и дизайна одежды художественного училища. Ездили на конкурс модельеров к Вячеславу Зайцеву, где Колодкиной вручили диплом победителя. От кукол она постепенно переходила к изготовлению одежды для подиума. Необыкновенная вышивка, основанная на сакральной русской, рязанской культуре, делала наряды неотразимыми.

– Елена искусно сочетала традиционную рязанскую вышивку с собственной формой костюма, находила необычные и всегда очень удачные цветовые решения, умело комбинировала ткани. Каждый созданный ею образ был фантастически обаятелен, – вспоминает Елена Фролина. – Но она тогда уже чувствовала недомогание, усталость, и это мешало работать энергично, – так, как она умела и хотела, потому что по природе была не только художником, но и менеджером. Моя знакомая, хороший врач, говорила ей: «По всем признакам у тебя диабет». Елена долго отказывалась от обследований, пока не начала впадать в кому. И оставалась при этом такой же отчаянной, как раньше. В кафе ресторана «Прага» не могла отказать себе в пирожном. В красивом месте нужно жить красиво! Достала заранее заготовленный шприц с инсулином. Чашка кофе с пирожным. Резкое ухудшение самочувствия. Укол. Возвращение к жизни. Эстетические чувства в ней перевешивали любые опасения и страхи. Мы так завидовали ее богатству в 90-х годах! Из Потсдама свекровь, прошедшая войну, привезла чемодан трофейного мулине и отдала Елене. Какое это было счастье для нее – вышивать нитками немецкого качества, которые держали цвет и можно было выбирать любые оттенки, на свой вкус. Ей как раз хватило этого чемодана на всю жизнь.

И на пике радости она ушла. Все кругом было прекрасно! Елену приняли в Союз художников России. Дали мастерскую в центре города. Первая встреча с друзьями в новой студии Дома художника на Первомайском проспекте. Елена поднимает тост, на дне рюмки немного вина. Спиртное диабетикам с тяжелой формой противопоказано. Но по случаю праздника Елена решается. Искусство должно победить условности. Через день она впадает в кому. Летом 2009 года ее жизнь обрывается. Видимо, предчувствуя свой уход, одну из последних кукол она сделала с вышитой на груди иконой.

Оставшихся без своего наставника студенток отделения художественной вышивки доводит до диплома Екатерина Соколова, и курс больше не набирают. Уникальные приемы вышивки, мастерство изготовления народной куклы хранят ученицы Елены Валентиновны Колодкиной. В их изделиях продолжает жить частичка души самобытной рязанской вышивальщицы. Но мало кто теперь создает орнаменты из собственных узоров на тех же сувенирных куклах. В ход идут готовая тесьма, ленты. Так быстрее и дешевле. Только в незримый круг настоящих творцов допускаются другие – те, кто ищет и находит силы выразить свое, сокровенное.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 27 (5537) от 23 февраля 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Душа в заветной лире
Серебряное эхо мира
Из сборника Сергея Романова «О фотографии»
Читайте в этом номере: