Совсем недавно в Тольятти завершил свою работу III Съезд Союза машиностроителей России. Самым важным из обсуждаемых вопросов стал разговор о перспективах инновационного развития машиностроения. В работе съезда принимал участие управляющий Скопинским автоагрегатным заводом Геннадий Бочаров. Это предприятие играет важную роль в жизни района и города. Когда Скопинский автоагрегатный завод стало «лихорадить» в период экономического кризиса, очень многие с тревогой следили за течением «болезни». Сказать о том, что опыт «лечения» подобных заболеваний у автоагрегатчиков был, нельзя. Но прошедший съезд машиностроителей подтвердил, что выбранные ими «методы лечения» оказались правильными. Об этом беседа с управляющим СААЗом Генадием Бочаровым.
Р.В. – Геннадий Николаевич, что представляет собой Союз машиностроителей, насколько влиятельна эта организация?
Г.Б. – Чтобы говорить о Союзе машиностроителей, необходимо представить, что такое машиностроительный комплекс России вообще. Во-первых, это свыше двадцати отраслей, более семи с половиной тысяч крупных и средних предприятий, свыше четырех миллионов человек, работающих на предприятиях комплекса. Во-вторых, машиностроение – это базовая отрасль экономики страны, обеспечивающая устойчивую работу всех ведущих отраслей экономики. Ведь не случайно в работе съезда принимал участие Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, который в своем выступлении подчеркнул, что поступательное движение экономики страны вперед не может быть обеспечено и достигнуто без машиностроения.
Р.В. – Геннадий Николаевич, а каких еще вопросов касался глава Правительства в своем выступлении на съезде?
Г.Б. – В течение этого десятилетия наша страна, по словам премьера, должна войти в число пяти ведущих экономик мира. А для этого необходимо, чтобы на территории России действовала вся технологическая цепочка – от исследовательских и конструкторских работ до выпуска конечной продукции. В качестве мер поддержки для предприятий различных секторов машиностроения будет применяться механизм субсидирования процентных ставок по кредитам на технологическое перевооружение и реализацию внутренних инвестиционных проектов. Это для нас очень важно. На Скопинском автоагрегатном заводе даже в условиях кризиса продолжались работы по развитию предприятия. Нам приходилось рассчитываться с банками за полученные ранее кредиты, и уже тогда мы ставили вопрос о субсидировании процентных ставок. Банковский процент, на мой взгляд, был одной из причин, мешавших инновационному развитию отрасли.
Р.В. – А какие еще причины мешают инновационному развитию отрасли?
Г.Б. – Для того чтобы реализовать стратегию развития страны, необходимо решать вопросы по четырем направлениям: в сфере инновационной деятельности; в сфере международного сотрудничества; в организационной, программно-стратегической и информационной сферах, а также в сфере подготовки кадров. Главное – четко определить цели и программу действий по реализации намеченной стратегии. Владимир Путин особо отметил важность подготовки кадров, которая сегодня должна начинаться не с профессионально-технических училищ, а значительно раньше – с учреждений дополнительного образования детей.
Р.В. – Геннадий Николаевич, что, на ваш взгляд, будет способствовать развитию отрасли?
Г.Б. – В условиях кризиса наше предприятие продолжало развивать производство и закупало новые станочные комплексы. Мало того, что мы выплачивали кредиты, взятые на закупку, по которым рассчитывались в срок, мы платили и увеличивающийся налог на имущество. Получалось, что техническое обновление вело к дополнительным расходам, которые поставили предприятие на грань банкротства. Изменение ставки налога на имущество в зависимости от показателей инновационной активности и темпов обновления производственных фондов может способствовать инновационному развитию отрасли. Чем активнее предприятие внедряет у себя современное оборудование и новейшие технологии, тем сдержаннее должен быть налог на имущество. Если говорить о подготовке кадров, то тут необходимо обратить внимание на непрерывность профессионального образования: школа – профессио-нальное училище – повышение квалификации – переподготовка.
Р.В. – Насколько мне известно, на Скопинском автоагрегатном заводе такая схема уже отработана.
Г.Б. – Мы давно вкладываем средства в подготовку кадров. В подшефных школах оборудованы классы информационных технологий и компьютерные классы, кабинет химии и мастерские. В рамках реализации программы профильного обучения к ребятам приходят самые разные специалисты для ведения элективных курсов. В свое время на СААЗе существовала программа, которая называлась «Стипендиат завода». Она позволяла делать долгосрочный прогноз подготвки специалистов и отбирать перспективных учеников старших классов для дальнейшей учебы в вузах. Во время обучения в институте завод платит стипендию. Примеров, когда ученик нашей подшефной школы заканчивал вуз и приходит работать на завод, достаточно. Как показывает опыт, это лучшие специалисты, способные к восприятию новых идей, легко ориентирующиеся в мире современных технологий. По объективным причинам эта программа приостановлена, но при изменении ситуации мы сможем к ней вернуться.
Р.В. – Геннадий Николаевич, какие шаги планирует предпринять Союз машиностроителей в дальнейшем?
Г.Б. – Самое важное сейчас – это обобщить все предложения участников съезда и подготовить на их основе пакет инициатив по совершенствованию законодательства в интересах инновационного развития машиностроения. Также необходимо разработать программу работы по повышению социального статуса инженерно-технических и рабочих специальностей. Для закрепления человека на производстве необходимо, чтобы он гордился своей продукцией, получал достойную оплату труда. К этому мы и стремимся на Скопинском автоагрегатном заводе.