15:02 МСК
Понедельник
16 / 09 / 2019
363

Город для людей

Наверное, каждый может хотя бы приблизительно изобразить муравейник или пчелиный улей: достаточно начертить что-то вроде большого «общежития» с множеством сот или входов, и уже похоже. С некоторых пор многие улицы Рязани, как в центре, так и на окраине, стали напоминать многоэтажные «пасеки», которые строятся для трудолюбивых «пчелок», что смогли накопить или взять ипотеку на приобретение жилья в стометровых домах.

Технология монолитного строительства превращает наш город в мегаполис с небоскребами (правда, Нью-Йорком мы от этого не становимся). И если в советские времена строго регламентировалась соляризация помещений, то есть прямой солнечный свет должен был проникать в каждое окно каждой квартиры не менее двух часов в сутки и убивать бактерии, оздоравливая микроклимат жилища, то в современных строительных стандартах такое требование носит уже не обязательный, а лишь рекомендательный характер, что можно принять как и вовсе не обязательное к исполнению. Никто никого за это не засудит. Но не это главная проблема плотной застройки. Чем больше этажей, тем меньше придомовой территории приходится на каждого жителя такого микрорайона-гиганта, примостившегося на маленьком клочке земли. А если такой небоскреб появится в центре города, то получим точечную застройку уже и до того плотно заселенной территории. А еще же надо учесть, что наш народ теперь живет по принципу «одна семья – один автомобиль», а то и два. Все хорошо, если бы не одно «но». США, к примеру, тоже страна автомобилистов. Но ситуация там другая. Многие живут в пригородах, напоминающих деревеньку. И ездят по хайвэям из дома до большой парковки возле торговых центров или рабочих мест. У нас же из подземного паркинга 25-этажного дома выезжают сотни автомобилей, и сразу же встраиваются в плотный городской поток на улицах, ширина которых рассчитана на автопоток 60-х годов прошлого века. В результате выхлопные газы стали основным загрязнителем воздуха.

Есть ли какой-то выход из такого положения? Запретить строить высотные дома? Но это приведет к удорожанию и так совсем недешевых квартир. Значит, нельзя. Можно расширить дороги, но нельзя ради этого уничтожать тротуары и отодвигать дома. Выходит, тоже не вариант. Федеральная программа «электромобиль в каждый дом» мало что даст: если нет выхлопа, это не значит, что нет пробок, опасного вождения и пыли, которую автомобиль поднимает большим облаком, и долетает оно аж до пятого этажа (вечером в свете фонарей этот эффект отлично виден).

Побольше зелени, кустов и деревьев для нейтрализации пыли – правильная мысль. В свое время существовала концепция «города-сада». Ее предложил британский архитектор Эбенизер Говард. Были попытки реализации такого проекта в СССР в 20-е и 30-е годы. Но тоже речь шла о больших пространствах, комфортабельных домах не более 2-х этажей и больших садах как во дворах, так и на улицах. Такое расточительство в наше время невозможно. Но выход все же есть. Город-сад может быть и вертикальным. Плоскую крышу всех зданий можно озеленить по скандинавской технологии. На каждом этаже спроектировать опоясывающие «биобалконы», где высадить зелень. Такие балконы могут стать общественным пространством здания, где можно гулять. Именно к такой концепции сейчас приходит мировая высотная архитектура. С электромобилями тоже проблем нет. Они появились на наших улицах давно и называются троллейбусами. Просто их должно стать больше, ходить они могут через каждую минуту и вообще быть беспилотными. Кафедра автоматизации и робототехники Рязанского радиотехнического университета – в помощь. А одновременно горожанам надо понять, что автомобиль необходим для выезда за город, а в городе он вреден. Пользоваться общественным транспортом (конечно, если он станет работать как часы) гораздо выгоднее и безопаснее. Для экстренных случаев есть такси и грузотакси. Именно так организован трафик во многих европейских городах. Доживем ли мы до эпохи просвещенного урбанизма? Уже дожили. Надо только применить его идеи и опыт.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 29 (5539) от 28 февраля 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Большой бизнес – большая ответственность
Рязанский нефтезавод полностью выполнил свою гуманитарную миссию в объеме, запланированном на 2017 год
Михаил Скрипников
Высокий жанр взывает к любви
Областной научно-методический центр народного творчества предлагает рязанцам совершить путешествие «От оперы к опере»
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере: