В День защитника Отечества друзья мне подарили книгу детского писателя Владислава Крапивина «Мальчик со шпагой». Это самое известное произведение Владислава Петровича о мальчике Сереже Каховском, который очень верил в дружбу, честность и доброту. Книжка эта до сих пор настолько популярна, что с 1975 года переиздавалась уже много раз, но купить ее в книжных магазинах Рязани я так и не смог. Друзья говорят, что по Интернету заказывали. У меня к этой книге чисто профессиональный интерес. Много сейчас говорят о воспитании детей, а я на эти темы как раз пишу, и всякий раз у меня возникает вопрос: есть ли среди нынешних мальчишек Сережа Каховский?
Дело в том, что детских организаций в Рязани множество, но вот где ребятам предоставлена возможность самим решать, чем заниматься и по каким принципам выстраивать свои взаимоотношения с окружающим миром? В детстве я читал повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», а чуть позже узнал об отряде «Каравелла» из Екатеринбурга, который в 1961 году создал Владислав Крапивин. Отряд действует до сих пор, и сейчас им руководят воспитанники Владислава Петровича. Ребята занимаются фехтованием, морским делом и журналистикой. Так вот, отряд «Каравелла», который, кстати, носит имя Аркадия Гайдара, действует на тех же принципах, что и организация, описанная детским писателем в повести «Тимур и его команда». Может быть, мне не очень в детстве повезло, но я нахожу у нее мало общего с той пионерской организацией, что существовала в моей школе. За нас решение тогда принимали чаще всего педагоги. Они, конечно, были добрые, хотели воспитать нас активистами, людьми честными и порядочными. Оно так и вышло в итоге, только вот самостоятельности нам тогда явно не хватало. А что сейчас?
В стране создано Российское движение школьников. Педагоги работают с детьми по направлениям деятельности РДШ – военно-патриотическому, информационно-медийному, личностному развитию и гражданской активности.
Вот что в одном из своих интервью сказал о Российском движении школьников Владислав Петрович Крапивин: «Пока для меня известен только факт. Но какова будет объединяющая идея? Куда они будут двигаться? Пока ничего не ясно. У меня есть книга «Струна и люстра». Я там попытался изложить мысли свои на этот счет. И я писал, что сверху возможно только помочь, а навязать что-то – нет. Тем более сейчас, когда дети куда более самостоятельные. Их силком в эту организацию не загнать. Нужна идея, за которой захочется пойти».
Я пока не знаю, есть ли в Рязани Сережа Каховский, с которым очень бы хотелось пообщаться на эти темы. Если найду, обязательно напишу о нем. Не повесть, конечно, а хотя бы заметку. От инициативы мальчишек ведь многое зависит. Но, прежде всего, эта инициатива должна у них быть. А вот педагоги, подобные Крапивину, способные увлечь детей на благие дела, в Рязани есть. Я бы назвал имя создателя и бессменного руководителя организации «Православные витязи» Виктора Ивановича Тихонова. Он работает с ребятами с 2000 года. Почти четверть века назад в школе №51 детскую организацию «Единство» создала директор школы Ольга Николаевна Маслюк. Хватило у нее педагогического таланта предоставить возможность строить жизнь внутри организации самим детям. В организации сменилось несколько поколений школьников.
Сегодня в большинстве детских организаций, где ребят учат разумному, доброму, светлому, управляют взрослые. А как же при этом развивать детскую инициативу, самостоятельность, умение ребят отстаивать свои жизненные принципы и свое понимание дружбы, честности, доброты и порядочности, как написано в повести Владислава Крапивина «Мальчик со шпагой»?
Кстати, на одном из юнкоровских фестивалей режиссер снятого по одноименной повести Крапивина фильма «Трое с площади Карронад» Виктор Волков обратился перед просмотром к зрителям с вопросом: кто из вас читал произведения писателя? Руки подняли пять человек, а в зале сидело больше сотни юных журналистов и их наставников со всей страны. Это я к чему говорю? Считаю, что произведения Крапивина – готовые методические пособия по воспитательной работе с детьми. Ничего придумывать не надо – читай и действуй. Но спрос почему-то на подобную литературу у педагогов невелик. Предпочитают следовать инструкциям «сверху», а к чему может привести подобная позиция, мы уже знаем по опыту Всесоюзной пионерской организации.