Какие строки Пушкина более всего известны? Пожалуй; «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа…»
«Нерукотворным памятником», с присущей ему «скромностью», Александр Пушкин назвал свое богатейшее творческое наследие. Но, помимо поэтической глыбы, на земле существует множество рукотворных памятников Пушкину.
Попытку «систематизации» памятников «солнцу русской поэзии» предпринимают уже семь лет в Рязанской школе интенсивного обучения и развития (Рязань, улица Пожалостина). Это негосударственное образовательное учреждение, по статусу аналогичное средней общеобразовательной школе. В учебном процессе здесь много времени уделяется углубленному гуманитарному развитию учеников.
В преддверии дня рождения Пушкина (6 июня) мы беседовали с директором ШИОР Александрой Степановной Фетисовой в уникальном Пушкинском классе, единственном на всю Рязанскую область. Со всех сторон на нас глядел великий русский поэт – его бюст, его портрет (копия известного портрета О. Кипренского), его литографии… И корешки книг – его и о нем. Александра Степановна рассказывала о создании школьного музея:
– В 2004 году ко мне обратилась краевед Лидия Валентиновна Кухто. У нее собралось много материалов о Пушкине, и она хотела сделать их общедоступными. Но ни одна школа не предоставила ей помещения. А у меня как раз зарождались мысли о создании школьного пушкинского музея, и встречную инициативу я приняла с благодарностью, – говорит Александра Степановна, перебирая передо мной экспонаты. – Музей-класс начинался с репродукции портрета Пушкина и таблички со словами Тютчева: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!» Я была сама и работник, и «спонсор». Повесила светильники «под пушкинскую пору», подготовила три стенда с изобразительными и информационными материалами – оформить их помогали художники из Рязанского Дома художника. Кстати, тогда журналист Дмитрий Соколов, мой бывший ученик из школы № 14, написал первую заметку о нашем музее в газету «Московский железнодорожник», и с его подачи на нас вышла известный пушкинист Елена Антипова, передала Пушкинскому классу целую библиотеку пушкиноведения. Все подарки мы принимаем с благодарностью. Смотрите, что подарила нам мама одного из учеников, Николая Зверева! – это была книжечка размером где-то сантиметр на два, в которой содержалось письмо Татьяны к Онегину. – Николай оставил музею и замечательное исследование «пушкинских мест» Москвы и Подмосковья. Исходил пешком весь центр столицы и проехал все окрестности на электричках, фотографировал памятники, здания, мемориальные доски…
Я пролистала исследование (в этом музее можно брать в руки все экспонаты, главное – налюбовавшись, поставить на место). Солидное, со множеством иллюстраций, со сжатым, но обстоятельным рассказом о пушкинских местах Москвы. Оттуда я узнала о «краях детства поэта» – усадьбах Захарово и Вяземы, куда маленького Пушкина привозила в гости бабушка, а сопровождала его «голубка дряхлая» Арина Родионовна… Один из стендов в классе посвящен этим «дворянским гнездам». Другой знакомит с жизнью Натали Пушкиной, во втором замужестве – Ланской, его украшает редкая фотография Ланской в окружении ее семи детей.
– Согласитесь, это настоящая исследовательская работа! – с жаром говорит Александра Степановна. – А теперь мы коллекционируем изображения памятников Пушкина в разных городах и странах, – директор школы открывает альбомы с фотографиями монументов. Фактически это исследование «овеществленной» памяти о Пушкине. Есть и имеющие подлинную научную ценность изображения утраченных памятников – пока их три, среди них стела на месте дуэли на Черной Речке, разрушенная в начале 20-х годов прошлого века.
Назвать точное число памятников Пушкину в мире Александра Степановна не берется. Да и невозможно подсчитать достоверно – ведь их количество растет год от года! Но в коллекции Пушкинского класса уже более двухсот фотографий. И не только из Москвы, места рождения поэта, и хрестоматийных Михайловского и Болдина. География обширна: Оренбург, Воронеж, Саранск, Челябинск, Калининград, Тула, Одесса, Донецк, Беларусь… и дальнее зарубежье. Одну фотографию, с памятником Александру Сергеевичу в Аддис-Абебе, презентовали студенты медуниверситета из Эфиопии.
Разными путями приходит в музей Рязанской школы интенсивного обучения и развития любопытная и малоизвестная информация (например, рязанцы дружат с похожим музеем в одной из школ города Новомосковска Тульской области, обмениваются вновь поступившими сведениями). Александра Степановна похвалилась, что копия одного из альбомов отправлена… в Брюссель, где проживает потомок Пушкина, которого зовут Александром Александровичем, он друг Пушкинского класса.
В Рязанской области, по словам Александры Степановны, три памятника Пушкину. С них и начинается первый альбом. К сожалению, это не совсем памятники – скорее, парковые скульптуры. Один из них читатели наверняка вспомнят: статуя юного Пушкина возле Дворца детского творчества. Другой – тоже Пушкин-лицеист – во дворе пансионата «Солотча». Третий – в Касимове, посреди парка имени Пушкина. То, что памятников основателю современной русской поэзии в Рязани так мало, печалит Александру Степановну.
– Знаете ли вы, – спросила она, – что в ЦПКиО есть закладный камень под памятник Пушкину – прямо за воротами? Он должен был бы «венчать» улицу его имени… Мы в школе собирали средства на установку памятника. Но… не хватило. А власти инициативу не поддержали…
Мне думается, памятник Пушкину должен стоять в каждом городе России, вне «территориальных» связей – чтобы к нему не зарастала народная тропа. Надеюсь, что рязанская улица Пушкина будет в не столь отдаленном будущем приводить к памятнику Пушкину в парке Дворца детского творчества г.Рязани. А пока его нет, учащиеся ШИОР взяли «шефство» над «мальчиком Пушкиным», ухаживают за статуей. В день рождения поэта возложат к ней цветы.
Рязанская школа интенсивного обучения и развития существует уже 17 лет, с 2004 года. Но только сейчас в государстве на самом высоком уровне обратили внимание на эту образовательную модель, в которой заложены черты школы будущего. А ведь у нее есть блестящий прообраз в далеком прошлом! Догадываетесь, какой? Правильно, Царскосельский лицей. Здесь учили не только премудростям, но и любви к живой природе – лицеисты сами занимались роскошным дворцовым садом, и всяческим изящным искусствам. Как видно по Александру Сергеевичу, воспитание такое пошло ему – а с ним и всей России – на пользу.