19:24 МСК
Воскресенье
31 / 05 / 2020
314

Рязанский дом искусств

Почти два года он был центром культурной жизни города

Рассказала мне об этом Галина Петровна Иванова, которая давно и настойчиво занимается изысканиями подробностей литературного прошлого Рязани. Материал, который она принесла в редакцию, довольно обширен, потому постараюсь изложить его в сжатом виде – самую суть.

В 1982 году поэт, художник, искусствовед Борис Кисин вспоминал: «Центром культурной жизни Рязани стал «Дом искусств». Заведовал им Яков Францевич Симонс, преподаватель математики, любитель литературы, искусства... В доме искусств слушали не только местных литераторов, но и Б. Пастернака и Б. Пильняка».

Речь идет о 20-х годах ХХ века, когда поэтической секцией Дома искусств в Рязани руководил Вениамин Кисин, создатель и секретарь первого литературного объединения в городе – Рязанского отделения Всероссийского союза поэтов.

Первое организационное собрание инициативной группы Дома искусств состоялось 31 августа 1919 года. Через год, в 1920 году, участник литобъединения Тарас Мачтет писал: «И вот прошел год, и словно по щучьему велению мы разрослись, выросли, окрепли, объединились и гремим не только в Рязани, но даже и в Москве, основали даже и Союз поэтов, устроив свои вечера и понедельники, на которые стекается весь город». «Вечера и понедельники» Дома искусств проходили в зале Рязанского губернского отдела просвещения, заведовал которым Михаил Воронков, человек тоже литературе не чуждый.

Г.П. Иванова занялась поисками здания, в котором находился «зал отдела просвещения». В этих поисках ей помог краевед Юрий Вадимович Блудов. Оказалось, что Рязанский губотдел народного образования в 1920-х годах находился в здании Рязанского губисполкома на углу улиц Свободы и Радищева (до революции улиц Мальшинской и Левицкой), то есть там, где теперь располагается администрация города Рязани. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к объявлениям, опубликованным в рязанской газете «Известия Рязанского губис­полкома», где часто упоминается «здание Рязгубнаробраза на углу ул. Свободы и Радищева».

Уже в феврале 1920 года существование Дома искусств в Рязани было поставлено под сомнение, и его участники отправили Андрея Минаева «во Дворец искусств для получения необходимых бумаг». Во Дворец искусств – это значит в Москву, к А.В. Луначарскому. 9 июля 1920 года Тарас Мачтет записывает: «Вчера Иконников (Минаев) во всеуслышание заявил, что Луначарский утвердил нашу инициативную группу. Мы победили, и вот вчера снова собрались... (еще месяц назад за оплошность Минаева изгнанные Воронковым) все наши члены уже год существующего Дома искусств и своей сплоченностью удивили многих».

Литературные вечера возобновляются и летом 1920 года в уже существующий законно как отделение Московского дворца искусств Рязанский дом искусств приезжает поэт Борис Пастернак. В это время он живет в Касимове у своего дяди И.И. Кауфмана. Мачтет вспоминал, как Я.Ф. Симонс сообщил собранию, что получил длинное письмо от Пастернака из Касимова, «в котором он нас всех приветствует, благодарит за прием и собирается посетить снова». Значит, первое посещение Борисом Пастернаком Дома искусств уже состоялось и начались приготовления ко второму приезду поэта. Это же подтверждают воспоминания Т. Мачтета о разговоре с Верой Ильиной, женой писателя Сергея Буданцева:

«– У вас, кажется, Пастернак выступал? – спросила Ильина.

– Как же, и в Касимов уже проехал».

Поэтический вечер стихов Пастернака, который устроили ему в Доме искусств, в зале отдела просвещения, в ответ на длинное письмо, прошел с большим успехом. Тарас Мачтет говорит об этом в своем дневнике. А Борис Пастернак под впечатлением о нем пишет в Москву: «Россия оживает, и в Салтыкова-Щедрина просится уже не провинция, а в сравнении с ее разумной жизнерадостной человечностью, – скорее уж сама Москва».

На выступления в Дом искусств собирались приехать Сергей Есенин, Александр Кусиков, Вадим Шершеневич. Шли переговоры об этом. Но тучи над Домом искусств сгущались. 22 июня 1921 года в газете «Известия», в разделе «Искусство и литература», напечатана малюсенькая заметка «Закрытие Дома искусств»: «Настоящим объявляется о закрытии «Дома искусств», как учреждения неофициально существующего. Всякие удостоверения и отношения с печатью и штампом «Дома искусств» и за подписями членов его считать недействительными. Зам. нач. Губполитуправления. Зам. зав. Отделом искусств».

А 5 октября 1921 года в той же газете появляется заметка «Творчество рязанских поэтов» о выходе в свет коллективного сборника «Киноварь», в котором опубликованы стихи Б. Пастернака, В. Кисина, Р. Ивнева. «Долой эти нарывы из русского искусства», – призывает автор заметки С.Н-ский. Следует заметить, что Дворец искусств в Москве был закрыт еще раньше – в феврале 1921 года «ввиду несоответствия деятельности Дворца искусств задачам Нарокомпроса».

Но все же в Рязани Дом искусств был – в доме на углу Свободы и Радищева. И Борис Пастернак в нем со своими стихами выступал.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 34 (5544) от 08 марта 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Незабытый подвиг
Помнят в Шилове и помнят в Костроме
Ирина Сизова
Цветы – в машину
Автолюбитель Ирина Раздерина встретит Международный женский день 8 Марта за рулем
Вячеслав Астафьев
Читайте в этом номере: