02:35 МСК
Воскресенье
09 / 08 / 2020
674

Обнимая словом

Нежные и проникновенные стихотворения молодой поэтессы Марии Тухватулиной покорили московских зрителей. Но живет и творит Маша по-прежнему в Рязани

Чудовища и добрые создания, тихий голос, скромный взгляд и строки, которые сразу находят место в укромном уголке души. Тот, кто хоть раз был на городских квартирниках или «свободных микрофонах», наверняка знает Марию Тухватулину и ее волшебные миры.

В Интернете Маша делится своими произведениями в личной группе «Между строк», а в реальной жизни получает призы творческих конкурсов. Она – финалист всероссийского фестиваля молодой поэзии имени Л.А. Филатова и чемпионата поэзии имени Маяковского, автор двух поэтических сборников и организатор творческого объединения «Рязанский театр слова». А совсем недавно Мария провела первый сольный вечер в столице при поддержке друзей – поэтов и музыкантов. Поэтесса рассказывает, как ее приняла Москва, в чем разница восприятия классической литературы в детстве и взрослом возрасте и что объединяет людей в цифровую эпоху.

Стакан весны холодным вечером

– Кто был автором идеи твоего московского концерта?

– Мне предложила устроить вечер поэтесса Алена Белавежская, с которой мы встретились на конкурсе «Филатов-фест» в 2017 году. Так уж получается, что мои самые глубокие знакомства в творческой среде сначала кажутся мимолетными… На «Филатов-фесте» мы виделись в отборочных турах, в финале немного поболтали за шампанским, и я поспешила на автобус до дома. А затем, в конце мая, в Рязани проходил фестиваль «Подбелка», и ведущий поэтической площадки пригласил Алену выступить. Я приютила ее у себя, и мы гуляли по ночной Рязани. Здесь же Алене сняли клип на ее стихи…Теперь я получила ответное приглашение от Алены как от организатора поэтического вечера.

– Вы выбрали необычное место для концерта…

­– Да, это было арт-кафе «Стакан» на Сретенке. Вместе со мной выступили Алена, друзья с форума «Таврида» и исполнительница собственных песен Вера Сухомлин. Нас приняли очень хорошо, многие пришли благодаря рекламе в поэтических сообществах в Интернете, которые сейчас довольно популярны. Среди зрителей, кстати, была девушка, чья бабушка была соседкой моей.

Круговорот книг

– Раз уж мы вспомнили твою бабушку. Ведь именно она с детства помогала тебе выбирать лучшее в мире литературы…

– Да, она преподавала русский язык и литературу в школе, поэтому много занималась со мной. Еще в дошкольном возрасте я начала писать.

– Может, припомнишь, о чем было твое первое стихо­творение?

– (Смеется.) Помню, но читать не буду. Мы с бабушкой порой сочиняли истории. Когда я научилась писать, делала из этих историй маленькие книжечки. К сожалению, они не сохранились. Но это все были обычные детские опыты.

Я родом из села Занино-Починки Шиловского района. В моем детстве литературных кружков в селе не было, а клуб отстроили уже тогда, когда я почти окончила школу. Зато я часто посещала библиотеку. Там было много интересного, в том числе альманахи с произведениями рязанских авторов. Я даже как-то нашла там стихотворение моего одногруппника, правда, он давно не пишет. Моих книжек в архиве нет, но, если попросят, поделюсь. Кстати, в том самом клубе скоро, возможно, состоится мое выступление.

– Какие у тебя любимые книги и авторы?

– В школе я спокойно воспринимала классику и больше радовалась, когда появлялись произведения, близкие к сегодняшнему дню. Раньше мне нравились поэты Серебряного века – А. Ахматова, Н. Гумилев, по произведениям которого я написала магистерскую диссертацию, М. Цветаева. Сейчас мне интереснее современная поэзия, тем более что я знакома со многими авторами.

Баланс труда и воображения

– Ты получила специальность учителя русского языка и литературы на филфаке Рязанского государственного университета. Не планируешь работать по специальности?

– Еще не приходилось, но кто знает, как повернется жизнь? Пока я помогаю двум школьникам-иностранцам изучать русский язык. Предмет дается им непросто, но они очень стараются.

– Согласна ли ты с тем, что творческим выпускникам сложнее написать итоговое сочинение или ЕГЭ «по шаблону»?

– Я сдавала ЕГЭ в 2010 году и справилась по тогдашним меркам очень хорошо: 84 балла по русскому языку, 100 – по литературе. Думаю, что проверяющие на экзаменах оценивают хорошие идеи, если они соответствующе оформлены. Возможно, в некоторых случаях нужно припрятать свою креативность и сделать то, что требуется. Это лишь пара часов жизни, а дальше можно поступить туда, где твои способности оценят по заслугам!

Страницы с чудесами

– Ты впервые задумалась о серьезной литературной работе в университете…

– В 2012 году я училась на третьем курсе филфака и пришла в литературное объединение «Призвание» при вузе. С некоторыми из участников я иногда вижусь. Например, летом я ездила на финал чемпионата поэзии в Санкт-Петербург и встретилась там с Сашей Сальниковым, выпускником объединения. Конечно, для кого-то это был лишь этап в жизни, ведь многие в юности пишут стихи. Тем ценнее знакомство с теми, кто остался.

Не очень люблю слово «наставники», но, конечно, нас поддерживали руководитель литобъединения «Призвание» Михаил Борисович Жаворонков и педагог «Феникса» Людмила Георгиевна Гоенко. Мы говорим как о профессиональных, так и о житейских вещах, ведь им хочется, чтобы у нас все сложилось.

– Сколько сборников ты уже выпустила?

– Я состою в Союзе профессиональных литераторов и на грант, полученный при их содействии, издала в 2015 году первую книгу «Простые вещи». Получилось сто экземпляров. А второй сборник «Чудеса и чудовища» вышел благодаря моему участию в конкурсе «Свободный микрофон» в 2016 году. Я победила в номинации «Стихи» и получила в подарок издание книги.

– У твоих книг всегда интересные иллюстрации…

– О своих художниках могу говорить бесконечно! С оформлением первой книги мне помогла Аня Ланская, которая тогда училась в РХУ имени Г.К. Вагнера. Мы познакомились в лит­объединении «Феникс», встречались в РГУ на конкурсе «Есенинская весна». А когда я кинула в соцсетях клич, что мне нужен художник-оформитель, она сразу откликнулась. Я полностью ей доверилась, не давала никаких инструкций. Скоро Аня привезет в Рязань свой проект «Собачка Петерса», посвященный вымирающим и исчезнувшим животным. Картины и куклы выполнены в разных стилях и техниках, и в нашем городе их можно будет увидеть в «Фотодоме» с 24 марта.

Вторая моя художница – Лида Федченко, многие знают ее под псевдонимом Шими Кун. Она, кстати, сочетает в себе таланты живописца, вокалиста и писателя – сочиняет рассказы в стиле фэнтези. И она тоже участвует в «Собачке»! Так что все мы, творческие люди, сотрудничаем.

Тепло любой почтой

– Когда и как ты решила делиться стихотворениями в Интернете?

– Поначалу было нелегко: я не до конца понимала, стоит ли создавать сообщество. В массовом сознании репутация современной поэзии ухудшилась, ведь вокруг много графоманов. Поэтому я просила коллег, чьему мнению доверяю, высказываться и в итоге обрела уверенность в своих силах.

– Как ты общаешься с аудиторией?

– Например, к Новому году я разыграла среди подписчиков две открытки работы рязанских мастеров. Конкурс был очень забавный: я ради шутки «перевела» несколько своих строк на язык эмодзи (анимированных изображений, используемых в сообщениях для передачи эмоций. – Р.В.), а читателям нужно было угадать изначальное стихотворение. Кстати, параллельно я веду группу «Живые бумажные письма», правда, она уже зажила отдельной жизнью. Многим нравится обмениваться настоящими письмами и небольшими подарками, это греет в наш цифровой век.

Хочется придумывать!

– Какие твои выступления запомнились тебе больше всего?

– Мне дорога первая программа с «Рязанским театром слова». Мы с поэтессой Евгенией Рекой создали его, когда возвращались осенью с XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. Хотелось сделать что-то интересное, и тут мы как раз познакомились с сотрудниками музея истории молодежного движения. Они попросили сделать концерт, посвященный Октябрьской революции, и мы собрали команду и написали сценарий. Это был очень эмоциональный вечер, нас пришли слушать и ровесники, и люди старше, и в конце все хором пели «Все идет по плану» (улыбается).

Мы продолжаем выступать и искать новые форматы, ведь все мы с очень разными взглядами на поэзию.

– Твои планы на ближайшее будущее?

– Буду и дальше работать, писать, подавать заявки на конкурсы – как бы ни хотелось завязать с ними, не отпускают (улыбается). И, конечно, готовить третью книжку. Но с этим спешить не стану: хочется сделать нечто совершенно новое и удивительное. Чтобы чудо случилось снова!


Чудовище

Чудовища красивы. Их глаза
похожи на бездонные колодцы.
Чудовище, не зная, что сказать,
уходит от ответа и смеется.

Так, привыкая к собственным чертам,
знакомится душа с неловким телом –
ответ на нежность – уголками рта,
зрачками – на просвет в конце тоннеля.

Чудовище не знает, что оно
при внешней мнимой хрупкости – жестоко.
В осенней акварельности тонов
так трудно оставаться одиноким.

Чудовище торопится забыть
и в то же время что-то тщится вспомнить.
Качаются фонарные столбы,
вселенная, лишенная опоры.

Вскипают волны, тает тонкий лед,
на счастье разбивается посуда.
Чудовище, нашедшее свое,
однажды сокращается до чуда.


Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 34 (5544) от 08 марта 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Разнообразие жанров
В художественном салоне «На старом перекрестке» открылась выставка Маргариты Будылевой и Людмилы Панкратовой
Иван Попов
Деревня Спасск, Шацкий район
Историческая справка
Татьяна Корзунина
Читайте в этом номере: