Президент страны Дмитрий Медведев подписал и внес в Госдуму третий пакет поправок в УК России. Изменения помогут сделать уголовный закон более современным, устранить устаревшие нормы и некоторые противоречия в законодательстве. Кроме того, некоторые уголовные преступления будут переквалифицированы в административные, а применять наказания, не связанные с лишением свободы, будут чаще.
С принятием поправок в УК такое наказание, как принудительные работы, будет применяться по отношению к осужденным по «легким» и «средним» статьям. Таких людей для возвращения на путь законопослушного гражданина не стоит изолировать от общества в целом, а всего лишь нужно подвергнуть основательной трудотерапии, считают разработчики поправок. И если раньше за ряд правонарушений определенного рода давался условный срок, то с принятием документа мнимое наказание заменит вполне реальное, которое будет носить не только исправительный характер, но и «принесет» пользу государству. «Мы добавляем принудительные работы, предлагаем этот вид наказания ввести в Уголовный кодекс на срок от двух месяцев до пяти лет с тем, чтобы человек, находясь всё-таки не в тюрьме и не в лагере, тем не менее понёс более жёсткое наказание, чем условное осуждение или обязательная работа», – заявил в ходе встречи с Президентом министр юстиции Александр Коновалов. По его словам, в рамках работы по совершенствованию системы альтернативных видов наказания предложено повысить предельный размер обязательных работ. Их срок с 200 часов вырастет до 480, а сама мера будет применяться чаще и станет более эффективной. Контролировать исполнение альтернативных наказаний будет отдельная служба. Согласно законопроекту для этого создадут 30 специализированных центров, которые уже в начале 2013 года начнут свою работу.
Еще одним важным изменением становится своеобразный «легальный откуп» от наказания за экономические преступления. Если такое преступление совершено впервые и сумма ущерба не превышает трех миллионов рублей (в случае, если сумма выше, преступление относится к разряду «тяжких»), то наказания можно избежать, оплатив причиненный ущерб в пятикратном размере. Иными словами, если сейчас экономический преступник может попасть за решетку максимум на три года, то в будущем за ущерб в три миллиона он будет выплачивать в доход государства 15 миллионов рублей. Это максимальная сумма, на которую может пополниться госбюджет, наказывая одного экономического преступника, но даже если ущерб намного меньше, пятикратное взыскание многим может оказаться не по зубам, – такие опасения уже сейчас высказывают представители юридических фирм и организаций.
Наркоманам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков, предоставят право отсрочки исполнения наказания. Им также предложат выбор: отбывать наказание сразу после оглашения приговора суда или пройти лечение от зависимости. В документе говорится, что суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания курса лечения, но не более чем на 8 лет. Однако, если результаты лечения помогут человеку освободиться от зависимости, преступника от отбывания наказания могут освободить вовсе. Если же человек решит лечение прервать, ему придется вернуться в места не столь отдаленные, для того, чтобы полностью погасить судимость. Воспользоваться отсрочкой могут только те наркозависимые, кто совершил преступление впервые.
Часть преступлений перейдет из разряда уголовных в административные. В числе прочих к таким относятся оскорбления, клевета, а также преступления в сфере незаконного оборота драгметаллов и камней, если ущерб не превышает 1,5 миллиона.
На реализацию поправок предстоит потратить порядка 8,75 миллиарда рублей, и в случае их принятия исправленные статьи УК РФ будут применяться по делам, возбужденным после 1 января 2012 года.
точка зрения
Александр Коновалов,
министр юстиции РФ:
– Основным содержанием поправок является не только или даже не столько либерализация уголовного закона, сколько его прагматизация и превращение в более совершенный, более гибкий и одновременно по-прежнему жёсткий механизм, который позволяет чётче и конкретнее реагировать на различные виды асоциального поведения людей, в том числе тех, которые заслуживают наказания.
Главный принцип этих изменений состоит в том, чтобы человек, который совершил тяжёлое, опасное преступление, получил по максимуму, был изолирован от общества, понёс серьёзное наказание. Но те, кого можно исправить без такой изоляции, без долгого отрыва от социальных связей, должны быть именно так и наказаны, и чтобы суды имели возможность такую практику применять.
Павел Салин,
ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры:
– Если брать в принципе идею либерализации системы уголовного наказания, то она абсолютно верная, потому что у нас до последнего времени в стране существовала еще советская система, причем в смягченной сталинской форме, когда ставка делалась на максимальное заключение людей под стражу – как при отбывании тюремных сроков и наказаний, так и при рассмотрении дел в суде, когда они еще не являются осужденными и заключенными.
У нас сейчас очень много видов преступлений, когда человек не причиняет какой-либо физический вред, но наносит существенный экономический урон, и он должен это компенсировать, а не просто сидеть на зоне за деньги налогоплательщиков: есть, пить и спать, и еще чтобы на охрану государство тратило деньги. Поэтому замена наказаний, связанных с лишением свободы, на другие способы, чтобы человек искупил свою вину перед обществом, абсолютно правильна.
Олег Морозов,
первый заместитель Председателя Государственной Думы:
– Это третий из внесенных Президентом законопроектов, которые разработаны в рамках пакета мер по гуманизации уголовного законодательства, приведению его в соответствие с новыми реалиями. Президент еще раз продемонстрировал, что уделяет этой проблеме особое внимание.
Гуманизация уголовной политики, во-первых, дает возможность не ломать судьбы тысячам людей, впервые преступившим закон. Ведь отбывание наказания зачастую приводит к разрыву социальных связей, потере семьи, приобретению криминального опыта. Во-вторых, способствует созданию в обществе более спокойной доверительной атмосферы. В-третьих, сужает коррупционные возможности нечистых на руку работников правоохранительных органов. Наконец, это просто выгодно для всех нас, налогоплательщиков, – когда человек «сидит», то его содержит государство за счет наших налогов. Словом, должен неукоснительно действовать принцип: «если преступника можно не сажать в тюрьму, то этого делать не следует». При этом, оговорю особо, речь идет только о тех преступлениях, которые не относятся к социально опасным деяниям.