09:13 МСК
Четверг
08 / 12 / 2022
1693

Точка выбора

Бывает так – в нужный момент что-то важное выскакивает из памяти. И как ни напрягайся – вспомнить сложно. В середине мая, когда я писала колонку о теме войны с фашизмом в кино, перед глазами стояли кадры казни партизан из чёрно-белого фильма. Но я никак не могла вспомнить название. Хотя параллельно в голове крутилось название военной повести Василя Быкова – «Сотников». И спросить было не у кого. Потому что незадолго до этого не стало советчика моего, коллеги киноведа Владлена Гордиенко.

Владлена Петровича очень не хватает. На днях я стала искать в Интернете упоминания о нём, материалы. И увидела ролик телеканала «Союз» Екатеринбургской епархии, вещающего на всю страну, который берёт программы и у рязанской телерадиокомпании «Эхо». В программе «Глагол», которую увидела Россия, был сюжет, посвящённый памяти Гордиенко (он сотрудничал с этой программой). Рассказав о Владлене, они повторили сюжет с его участием – о фильме Ларисы Шепитько «Восхождение».

Это и был тот фильм, снятый по повести Василя Быкова «Сотников», название которого я мучительно пыталась вспомнить. И на экране Владлен очень свободно, со знанием дела, рассказывал и о судьбе фильма, и о смысле его, и о нравственном выборе, о восхождении духа… Конечно, я тут же пересмотрела эту ленту о зверствах фашизма, о его природе.

Два партизана идут по деревням добыть еду. Берут ее у незнакомого раньше старосты. Потом одного из них, больного Сотникова, ранят в перестрелке. Они ищут прибежища у незнакомой женщины, попадают к полицаям, а вместе с ними и староста, и женщина, мать троих детей. В подвал попала и еврейская девочка, которая не хочет говорить, кто её укрывал. Один из партизан, Рыбак, физически здоровый, чтобы спасти свою жизнь, идёт на сделку с полицаями, думая, что потом как-нибудь вырвется. А другой, слабый физически, раненый, стоически терпит пытки и пытается всю вину взять на себя, выгородив женщину. Он совершает подвиг и идёт на виселицу с гордо поднятой головой. Вешают всех, кроме Рыбака. Позже он пытается повеситься, но не удаётся. Тогда он видит открытые ворота, но понимает, что уже никуда не убежит… И начинает выть в голос, как зверь.

Эта экранизация повести Василия Быкова – не только один из военных сюжетов. Это своего рода философская прит-ча. В ней явственно читаются библейские мотивы. Есть в кадре библия, церковь. «Восхождение» – фильм о величии духа, о том, что сильнее смерти. Но ещё и о точке выбора. О том, что «сотрудничать» со злом, надеясь потом вывернуться, очистить свою совесть, нельзя. Есть точка невозврата. И пусть врата будут открыты, но бежать в них будет уже поздно и бессмысленно.

Десятилетия в нашем обществе царит девиз: «Жизнь дороже всего». Да, жизнь – безусловно, дорога, неповторима и бесценна. Ну а если не просто жизнь, а жизнь успешная, безоблачная гарантирована после сделки с совестью? Нас, конечно, не пытают калёным железом, как Сотникова, но как часто, признаемся, мы повторяем про себя: «Не мое дело» – и совершаем поступки, которые уводят нас всё дальше и дальше от праведного пути. Мы стали равнодушны к чужому горю, проходим мимо людей, которым нужно человеческое участие. Мы пускаемся в махинации и нарушаем закон, не противодействуем тем, кто грабит нас и калечит нравственно. Да, в 90-е были «братки» с паяльниками – «слоны», «айрапеты». Но их мы пережили. А сможем ли пережить нелады с собой, дефицит того, что называется самоуважением, самодостаточностью? «Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает по себе», – сказал поэт.

В нашей повседневной суете не проскочить бы точку выбора, точку невозврата.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 103 (3906) от 09 июня 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Талантами богаты
Рязанские школьники с успехом выступили на Московском международном форуме «Одаренные дети»
Татьяна Железнова
Восемь участников – восемь побед
Из Астрахани вернулись с наградами
Собственная информация
Читайте в этом номере: