Недавно группа российских ученых обратилась к Президенту России Дмитрию Медведеву с открытым письмом, предложив новый технологический сверхпроект «всеобщая киборгизация». Ими учреждено стратегическое общественное движение «Россия-2045», создается корпорация «Бессмертие».
Только не смейтесь, все очень серьезно, письма подписали сотрудники ряда институтов РАН, МГУ, РНИИ геронтологии. Составлена программа действий. 2015 г. – создание первого экземпляра аватара (т.е. человеческого двойника, которым можно управлять на расстоянии). 2020 г. – повсеместное производство аватара, он станет доступным и массовым, как автомобиль. 2035 г. – перенос сознания в полностью искусственное тело. 2045 г. – перенос сознания в тело-голограмму. «На днях группа ученых, психологов и футурологов собралась в Москве, чтобы обсудить проект создания полноценного киберорганизма». Это не строка из ненаписанного романа, а хроника наших дней.
Интересно высказывание заведующего лабораторией биологического факультета МГУ Александра Каплана, участника движения «Россия-2045»: «С помощью нейроинтерфейса (мозг-компьютер) можно придать мозгу периферийные уст-ройства, манипуляторы, сенсоры, систему передвижения. Тогда мозг сможет передвигаться, путешествовать».
Как в страшном сне: ездят по улицам мозги в колясочках и жадно вбирают в себя информацию, потому что другие радости жизни им недоступны.
Не только сон разума может порождать чудовищ, но и технологическая отсталость. Хочется проектов настолько прорывных, чтобы оставить конкурентов позади на космическом расстоянии. В таком обществе начинают преувеличивать ценность технических знаний и свысока смотреть на творческие профессии. С точки зрения обывателя-технократа изобретение механизма в тысячу раз полезнее, чем книга, картина или спектакль. Больно смотреть, как в наши дни множество профессий теряют статусность и превращаются в род занятий, а их содержание все больше обусловливается вкусами потребительского общества.
Художники мутируют в дизайнеров, театральные режиссеры – в продюсеров шоу, классические исполнители – в ресторанных шансонье. В музыкальных школах жуткий недобор учеников – игра на фортепиано и скрипке больше не кормит, музыкальные педагоги работают в трех местах, чтобы получить 10 тысяч рублей. Через несколько лет при таком положении дел российская исполнительская школа выродится и не будет представлять собой ровным счетом ничего на мировой конкурсной сцене.
За разговорами о необходимости взращивать инженерную элиту (кто бы спорил!) как бы не забыть нам о тонкой сфере гуманитарного образования, кризис в которой идет давно – оно становится поверхностным и как бы необязательным. А вместе с ценностью гуманитарного знания из общества уходит способность к рефлексии. Вырастает поколение, не могущее разобраться в реальности, понять, «что идет не так». Оно пребывает в состоянии, близком и контузии: вижу, слышу, пробую на вкус – но до сознания не доходит.
Гуманитарное образование – это и есть настройка и очищение всех систем восприятия организма, «воспитание чувств». Без него невозможны ни гражданская зрелость, ни гражданское общество. Как точно пишет Петер Биери в «Отечественных записках», образование-самопознание «позволяет обнаружить скрытые формы давления, выявляет жестокость, которую человек раньше в себе не замечал». Добавлю еще один тезис в ненаписанный роман-аниутопию: «У буржуа, прошедшего стадию зомби, остается одна мечта – о физическом бессмертии. Он мечтает жить вечно, чтобы потреблять бесконечно».
Без сомнения, проект всеобщей киборгизации найдет немало сторонников, которые уже сейчас считают, что прожить можно и без стихов. Их прельстит идея расширения физических возможностей организма. Есть одна небольшая загвоздка. Ученые сразу оговорились, что уязвимым местом научных исследований является душа – ее точно не получится пересадить в искусственный организм. Но как знать – сохранится ли этот рудимент «хомо механикуса» к тому времени, когда ученые получат полный инструментарий для создания киборга. В этом случае проблема отпадет сама собой.