12:56 МСК
Вторник
24 / 11 / 2020
207

И, взвившись, занавес шумит...

«Оперный дом» появился в областном центре по воле наместника И.В. Гудовича

Он стал рязанским и тамбовским наместником в 1785 году. Власть ему была дана немалая, Иван Васильевич с успехом ею воспользовался и для устройства театрального дела в Рязани. Губернатором в Тамбове в те же годы был Гаврила Романович Державин. Позднее он в своих записках вспоминал, что наместник Гудович «зачинил к себе требовать и брать артистов против воли губернатора и их самих в Рязань для устройства театра и прочих увеселений».

Так или иначе, но первое упоминание о рязанском «Оперном доме» обнаружилось в архивных документах в марте 1787 года. Тогда сенаторы А. Воронцов и А. Нарышкин, изучив положение дел в образованной недавно Рязанской губернии, пишут в донесении о том, что наместник Гудович «построил деревянный корпус для театра», который «за всем ево содержанием должен принести доходу в год по крайней мере шестьсот рублей».

Театр в Рязани, в отличие от большинства других в России, был на государственном содержании, расходы на содержание здания и труппы производились за счет приказа общественного призрения. Здание было неплохо технически оснащено, постановки сопровождались разного рода спецэффектами. Всей сценической техникой заправлял механик Барзантий, итальянец, выписанный с родины Г. Державиным. Барзантий был хорошим специалистом, и потому Гудович вопреки его воле перевел итальянца из Тамбова в Рязань и назначил ему двойное жалование. Играли в театре не профессиональные актеры, а девушки и молодые люди из числа дворовых и вольноотпущенных, а также местные чиновники – асессор казенной палаты, инспектор народного училища и даже отставной гвардейский офицер.

В мемуарах того времени упоминается, что театр находился «у самых ворот при въезде от Москвы», то есть на месте нынешнего комплекса зданий на улице Каширина. Граф А. Салтыков писал о посещении театра: «Партер был освещен великолепно, оркестр был многолюден, и зрителей было человек до ста».

Актеры и актрисы, выступавшие на сцене рязанского «Оперного дома», были талантливы, и многие из них продолжили карьеру в Москве. Любимым жанром рязанцев в конце XVIII столетия была комическая опера, или, говоря современным языком, мюзикл с использованием элементов русского фольклора, народных обрядов, танцев.

У рязанского театра впереди – большая и яркая история. Но именно благодаря И.В. Гудовичу, человеку суровому, военному и не лишенному склонности к искусствам, Рязань оказалась в числе первых городов России, в котором появился собственный театр.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 42 (5552) от 23 марта 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Играем песню
Так говорил Е.Г. Попов на репетициях Рязанского русского народного хора
Ирина Сизова
Так решило общество
Март – особенный месяц для художественного музея
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: