Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, как россияне относятся к маркировке продуктов по системе «светофор», когда на упаковки наклеиваются зеленые, желтые и красные стикеры, обозначающие продукты с низким, средним и высоким содержанием сахара, соли, насыщенных жиров.
Эта инициатива Роспотребнадзора пока не получила широкой огласки. В конце прошлого года о ней слышали всего 43% россиян (в т.ч. 33% – поверхностно). Но при этом 82% опрошенных, которым разъяснили суть нововведения, высказались за «светофор». Нашлись и те, кто против – 14%. Три четверти граждан потенциально готовы ориентироваться на такую маркировку при покупке продуктов (среди женщин и людей пенсионного возраста четверо из пяти хотели бы видеть упорядочение товаров по степени их вредности). Менее требовательны мужчины и молодежь. Каждому третьему из этой социальной группы вообще безразличен состав продуктов. Мнения по поводу того, как скажется система «светофор» на самочувствии нации, разделились. Есть и оптимисты, и пессимисты, полагающие, что все зря. Существуют и серьезные опасения, что ввод обязательной маркировки приведет к фальсификациям со стороны недобросовестных производителей – так считают 76% россиян. С тем, что данная мера будет стимулировать производителей к снижению объемов выпуска продуктов с высоким содержанием сахара, соли и жиров, согласны только 16%. На сегодняшний день при выборе товара в продуктовом магазине, помимо срока годности, покупатели чаще всего обращают внимание на состав и производителя. Содержание белков, жиров и углеводов по-настоящему волнует только 9% покупателей (они же смотрят на калорийность продуктов).
– Положительно воспринимая инициативу Роспотребнадзора как идею, россияне не уверены, что ее удастся полностью воплотить в жизнь. Каков будет государственный механизм, определяющий маркировку для каждого продукта? Кто будет следить, чтобы производители действительно ставили маркировку и чтобы она была заметной и верной? В инициативе Роспотребнадзора не описаны какие-либо механизмы контроля и проверок, – комментирует ситуацию аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев. – Россияне это замечают, и их представления о возможном эффекте предложенной меры довольно пессимистичны. Свою лепту в это вносит и недоверие части граждан к бизнесу, якобы ищущему лишь сиюминутной прибыли любой ценой. Тревожит, что реже других готова пользоваться предложенной маркировкой молодежь. Видимо, идеи здорового образа жизни пока еще не распространены среди молодых россиян так сильно, как порой кажется.
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 22-24 декабря 2017 г. Опрашивали только совершеннолетних граждан. Метод опроса – телефонное интервью, методом обзвона 1800 случайных номеров по всей стране. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.
Подготовил по материалам ВЦИОМ Михаил Скрипников