19:53 МСК
Четверг
21 / 11 / 2019
365

Сокол теперь не герой?

Нынешняя весна соединила юбилеями двух великих людей, которые в не столь давние времена были неоспоримыми авторитетами для нашей общеобразовательной школы. Это писатель Максим Горький (на днях исполнилось 150 лет со дня его рождения) и педагог Антон Семенович Макаренко, двадцатью годами его моложе. Впрочем, по сути, они оба были для поколений советских людей педагогами.

Наверное, не каждый из нас, подростков 60-х, мог по достоинству оценить такое «нескладное» стихотворение как «Песнь о Соколе», сообразить, почему все-таки оно хорошо запоминается, какими средствами создает автор столь яркие, могучие образы… Но понять, кто из героев «хороший», а кто «плохой», каждому ученику было по силам. Конечно, положительный герой – Сокол. Он  смелый, отважный, ничего не боится, ему между тучами и морем – «здоровски»!.. Не то что Уж, этот трус. Лежит себе в сырости и покое, серый, противный…

И вот такие романтические, подростковые размышления, которые могли прийти в голову и нынешним 14-15-летним школьникам, показались разработчикам литературной программы опасными, и потому стихотворение в прозе М.Горького «Песнь о Соколе» из нее выбросили. Прочитав об этом, я очень удивилась. Да, под бесстрашными соколами писатель подразумевал революционеров конца XIX века, а революция нам сегодня не нужна. Но у преподавателя литературы есть тысяча способов обойти эту острую тему (хотя мы вроде уже сошлись на том, что наша история едина и нельзя из нее ничего выбрасывать), выразив главное: человек рожден для высокой и благородной цели, а не для того, например, чтобы, выпучив глаза в каком-нибудь посудоцентре, безумствовать: «И это беру, и это, и это!».

А надо ли нашей школе воспитывать в детях высокие цели? Если этот вопрос поставить на всеобщее голосование, уверена: большинство народа сказало бы: «Да!» Но программы для школ составляют не они, а люди разные по своим взглядам и пристрастиям. Потому сколько бы мы ни протестовали против «образовательных услуг», формирования «квалифицированных потребителей», все это пока что остается в силе. И справится с этим, похоже, не всегда может даже министр образования России О.Васильева, взявшаяся восстановить духовность нашей школы. Как проскальзывает иногда в СМИ, она «испытывает на себе сильное давление».

С Горьким же дело, может быть, обстоит и не так плохо: в школьной программе он представлен довольно основательно, и хотя улицу Горького в Москве переименовали в Тверскую, памятник Алексею Максимовичу вернулся на площадь Тверской Заставы к Белорусскому вокзалу. У нас, в Рязани, слава Богу, ничего не переименовано, а Горьковская библиотека процветает.

Ученики, не прочитавшие «Песнь о Соколе», может быть, став старше, одолеют эпопею «Жизнь Клима Самгина». В ней один из персонажей, живший более 100 лет назад, говорит такие слова: «Трансплантация политических идей Запада на русскую почву – необходима... Но мы не должны упускать из вида огромное значение некоторых особенностей национального духа и быта».

Увы, иногда это упущение с нами случается. Пример тому – начало 90-х. С каким восхищением, придыханием до этого времени говорилось о том же Макаренко, Сухомлинском… И вдруг все затмила «глобальная педагогика»! Вспоминаю, с какой снисходительностью американские «товарищи» наставляли наших деятелей образования на турбазе «Волна», и до сих пор испытываю чувство стыда. Знать бы тогда, какую «глобальную педагогику» преподнесут нам почти тридцать лет спустя! Впрочем, некоторые считают, что и ее в нас не мешало бы «трансплантировать».

Большинство же из нас осознает: мы не можем жить по чьей-то указке. И пусть не навязывают нам ни гей-парадов, ни однополых браков и тому подобного. Воспитывать детей мы будем по-своему. Шагая в ногу со всем миром, но не забывая о своих традициях.

Пусть будут «Сириусы», технопарки, конкурсы одаренных детей – праздник, успех, яркая личностная траектория. Но обществу также нужен и скромный труд, нужны не только лидеры, но и исполнители, люди, душой болеющие не только за себя, но и за других – в конечном счете, за Родину. Так учил Макаренко, и из каждого «бракованного» подростка воспитывал Человека. «Ни один из них потом не предал своего Учителя», – говорили рязанским педагогам и детям в Макаренковском педагогическом музее-мемориале г. Кировограда, когда они приезжали туда, и когда Украина еще не была бандеровской.

Хочется сказать, что мы тоже не предали Антона Семеновича, но … 130-летие со дня его рождения исполнилось в начале марта, а не слышно было, чтобы педагоги Рязани это как-то отметили. Если ошибаюсь, то лишь порадуюсь этому.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 48 (5558) от 04 апреля 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Мастерская для всех
В областной детской библиотеке будут проводиться занятия по рукоделию и робототехнике для детей с ограниченными возможностями здоровья
Иван Попов
О доблести и дружбе
говорили победители регионального этапа конкурса «Живая классика»
Татьяна Клемешева
Читайте в этом номере: