22:30 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
3384

Оазисы большого города

У рязанских прудов появился шанс на вторую жизнь

Все началось с того, что 5 апреля 2006 года вступил в силу новый Водный кодекс России. Дополненный документ разрешил муниципалитетам «забрать» расположенные в их границах пруды и обводненные карьеры под свою опеку.

В 2009 году Рязанская городская Дума утвердила перечень из 85 водоемов общей площадью почти 2 миллиона квадратных метров, подлежащий принятию в муниципальную собственность. А в феврале этого года был утвержден последний на сегодня вариант Долгосрочной целевой программы «Охрана водных объектов, расположенных в границах муниципального образования – городской округ город Рязань, на 2010-2012 годы»

Разработчиками программы выступили специалисты администрации Рязани. Именно они провели инвентаризацию и предварительное обследование водоемов. Результат изысканий печален: на большинстве из прудов наблюдаются признаки интенсивного загрязнения, такие, как мутность и неприятный запах воды, цветение, зарастание водорослями, заболачивание. На территориях береговых полос зарегистрировано большое количество свалок строительного и быового мусора.

На сохранение, восстановление и охрану муниципальных водных объектов в городском бюджете запланировано более 11 миллионов рублей, 5 из которых должны быть освоены уже в этом году. На первом этапе программы планируется привести в порядок 8 прудов из 85 водных объектов.

Сельское приданое

Если посмотреть на карту современной Рязани, то можно увидеть, что только на территории микрорайонов Горроща и Галенчино расположено 11 прудов, в районе деревни Соколовка – 13, в Дашково-Песочне – 8, в Дягилеве – 10, в Борках – 3, в районе деревни Никуличи – 11. Все эти микрорайоны до середины XX века фактически были пригородными селами и деревнями, для которых пруды играли важную роль в хозяйстве. Поэтому к ним относились бережно. Расширяясь, город включал в свои границы недавние деревни, возводя на их месте многоэтажные жилые комплексы. А пруды доставались областному центру в наследство, с каждым годом утрачивая свою жизнеобеспечивающую роль.

Тем водоемам, которым удалось сохранить прикладное назначение, повезло больше. Один из Никуличинских прудов, рядом со старейшим садоводческим товариществом, сегодня служит единственным источником воды для полива приусадебных участков. Садоводы как могут берегут пруд, купаются, невзирая на тину и характерный для загрязненного водоема запах. Пользуются своими прудами для купания жители Карцево, Дягилево, Галенчино, Недостоево. Но быть уверенными в безопасности воды и доньев для такого вида отдыха, никто не может.

До вступления в силу нового Водного кодекса все водные объекты находились в федеральной собственности. В условиях нашей необъятной Родины такое положение фактически означало, что за прудами никто конкретно не следил и ответственности за их судьбу не нес. Специалисты уверены, что виновником их загрязнения является так называемый антропогенный фактор, то есть мы, люди. Раз так, то стоит ли сегодня реанимировать увядвющие водоемы, тратить на них миллионы рублей?

Водоемы – это один из важнейших элементов благоустройства любой жилой территории, тем более – городской. Они вкупе с зелеными насаждениями очищают воздух, снижают его перегрев на 3-5%, повышают относительную влажность. Есть и еще одна немаловажная функция у прудов – это обогащение архитектурно-планировочной композиции города. Территорию вокруг любого городского пруда можно превратить в настоящий оазис, сделать изюминкой жилого квартала.

Первые ласточки

Каким же водоемам будет уделено внимание в первую очередь, и какие восстановительные мероприятия запланированы на этот год? Как рассказала Елена Колдаева, главный специалист отдела природопользования и экологии Управления благоустройства и дорожного хозяйства, администрацией Рязани было принято решение уделить первоочередное внимание тем прудам, которые расположены в густонаселенных микрорайонах города. В план на 2011 года вошли Черезовские пруды, водоемы, расположенные в районе улицы Сережина Гора, на улице Новоселов (около отделения Сбербанка) и прудику рядом со школой № 69 в микрорайоне Канищево. Почистить водоемы так, как это было сделано с Ореховым озером, пока не предоставляется возможным. Прежде всего, в силу дороговизны подобных работ. Кроме того, полноценная очистка требует спуска воды, а для этого необходимы гидротехнические сооружения. Приведение в порядок Рюминского пруда также на этот год не запланировано – он требует особого внимание и особых средств. Создатели целевой программы решили заняться им после того, как будет получен опыт на прудах, намеченных к благоустройству в этом сезоне.

Выделенные на 2011 год средства будут направлены, прежде всего, на санитарную очистку береговой полосы. Планируется вырубка кустарников, очистка воды вдоль берегов от камыша, зарослей, мусора, воссоздание подходов. Извлекать из воды мусор будут как вручную, так и при помощи ковша экскаватора, правда, только там, где возможно подъехать к водоему на такой технике. В программе заложены анализы воды и донных отложений, а на 2012 год намечена биологическая очистка с помощью микроорганизмов, питающихся простейшими водорослями, разрыхляющими ил и обогащающими водоем кислородом. Деятельность таких микроорганизмов помогает пробиться родникам, приводит к саморегуляции прудов. Нужно понимать, что микроорганизмы не очистят водоем до такой степени, чтобы в нем можно было купаться. Пока главной задачей является придать прудам приятный глазу облик и устранить запах гниения. В ближайшее время путем проведения торгов будут определены предприятия, которые возьмутся за выполнение этих работ.

Будущие достопримечательности

Лишние деревья и кустарники будут опилены, трава окошена, мусор убран – а что дальше? Есть ли гарантия, что проведенные в этом году мероприятия не пройдут даром и на будущий год благоустроенные водоемы не вернутся в свое сегодняшнее состояние упадка? Такие опасения вполне справедливы. Чтобы избежать печального итога, в ближайшем будущем планируется привлечь к городским прудам частный бизнес, например, передать водоемы в пользование. Водный кодекс это позволяет. Зачатки подобного хозяйствования в Рязани есть. Например, удачно использует соседство одного из голенчинских прудов популярный ресторан, ставший, в том числе благодаря грамотному благоустройству берега пруда, своеобразной достопримечательностью города. Ведутся переговоры на данную тему с одним из крупных застройщиков Рязани, который возводит жилой комплекс в зоне расположения водоема. На берегу пруда можно разместить детский комплекс, функционирующий как летом, так и зимой, спортивную площадку, катамаранную или лодочную станцию, уютное кафе, да все, что угодно! А если взять в качестве главной идеи благоустройства историческое происхождение водоемов, то можно превратить пруды и карьеры Рязани в опорные точки городских туристических маршрутов. Барский пруд в Никуличах, пруды графа Шереметьева, князей Барятинских или дворян Титовых – есть, где развернуться фантазии.

Кроме того, разработчики целевой программы возлагают большие надежда на самосознание граждан – ведь чисто не там, где убирают, а там где не мусорят. Надо отметить, что вот уже два года подряд жители Дашково-Песочни принимают активное участие в очистке расположенных в микрорайоне прудов. Организует и поддерживает их депутат облдумы Андрей Глазунов, который намеревается внести весомую лепту в реализацию муниципальных планов – он поделился своими задумками о серьезной очистке одного из Черезовских прудов и о воссоздании лодочной и спортивной станции на Рюминском пруду.

Светлана Максимова

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 109 (3912) от 18 июня 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Широким фронтом
На выборы «Единая Россия» пойдет с народной программой
Татьяна Железнова
Бег в мешках
В субботу я решила прогуляться по Рязанскому кремлю. Выхожу на главную аллею, которая ведет к Набережной Трубежа, и вижу; движется мне навстречу свадьба. Тут на ум сразу приходят слова ...
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере: