21:03 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2256

С чистого листа

Психологи ФСИН помогают воспитанницам Льговской колонии вернуться к нормальной жизни

Недалеко от Рязани, в селе Льгово, располагается особое учреждение, известное далеко за пределами области. Большинство людей, побывавших здесь хотя бы раз, мечтают больше никогда не попадать на эту территорию, ведь здесь находится известная на всю страну воспитательная колония для несовершеннолетних преступниц.

Сегодня во Льговской воспитательной колонии осужденных не так много. Всего 46 девушек в возрасте от 14 до 19 лет отбывают здесь наказание. Если раньше число воспитанниц доходило до двух сотен, то сейчас, в период реформирования системы исполнения наказаний, в помещениях спецучреждения не многолюдно. Тем не менее, колония живет своей жизнью, помогая малолетним преступницам осознать свою вину и встать на путь исправления. Каким бы ни было тяжким совершенное преступление, назад, в общество, должен прийти человек, полностью раскаявшийся и готовый начать жизнь с чистого листа. Жизнь, в которой не будет места насилию и боли – такую цель преследуют сотрудники воспитательного учреждения. А вот способы, которые помогают профессионалам ФСИН России по Рязанской области достичь этой цели, достаточно оригинальны.

На контакт

Здесь, за колючей проволокой и массой закрытых дверей, случайных людей нет. На территории воспитательного спецучреждения – люди со сломанными судьбами и психикой, и те, кто помогает собрать по кусочкам разбитую жизнь молодых арестантов.

«Воспитанницы колонии – необычные девушки, – рассказывает начальник психологической службы УФСИН России по Рязанской области Ольга Самофалова, – у каждой – определенные психологические особенности и невероятно сложная и драматическая судьба».

Несовершеннолетние преступницы из неблагополучных семей. Доля арестанток, у которых «дома все в порядке», крайне мала, это, скорее, исключение из жестких правил жизни. Практически все осужденные испытали физическое и моральное насилие до совершения преступления, часть девушек имеет психические и психологические расстройства или нарушения, а также различные формы зависимостей (алкогольную, наркотическую, никотиновую). Подавляющее большинст-во осужденных отбывают наказание по тяжелым статьям. Вполне естественно, что, попадая на территорию колонии, такие девушки не сразу идут на контакт с незнакомыми людьми. Чаще всего они замыкаются в себе или начинают конфликтовать, проявлять агрессию.

Психологическое сопровождение осужденных начинается еще в карантинном отделении, куда поступают девушки сразу по прибытию в колонию. Знакомство с будущей воспитанницей начинается с первых дней ее пребывания в спецучреждении. К девушке присматриваются и аккуратно предлагают помощь – добровольное согласие на оказание психологической помощи – обязательное условие, с которого и начинается работа психолога. А затем проводится углубленное психодиагностическое обследование. Несложная компьютерная программа, которая предлагает выбрать, к примеру, определенные цвета, поможет опытным психологам узнать душевное состояние воспитанницы, ее настроение. С помощью уникальной программы «Психометрик-эксперт» профессионалы могут проникнуть в глубины подсознания и составить полный психологический портрет человека, для того, чтобы начать его лечение и помочь определиться в выборе жизненного пути.

После карантинного отделения психологическая адаптация воспитанниц продолжается и в отряде. Здесь для работы с осужденными отведены специальные кабинеты, в которых создается особая «домашняя» атмосфера.

Обретение смысла

В колонии создана и успешно действует программа «Смысл», направленная на ресоциализацию осужденных. Автор программы – руководитель психологической лаборатории Льговской воспитательной колонии Юлия Савина считает, что помочь девушкам обрести смысл в жизни может даже самая «детская» игра или даже сказка. «Большинство воспитанниц закрыты для общения, поэтому работать с ними необходимо такими методами, которые помогут им раскрыть свой внутренний мир перед теми, кто хочет помочь им обрести себя, смысл жизни и заложить крепкий фундамент будущего», – говорит Юлия Савина.

В основу программы легли 5 направлений: гештальт-терапия развивает осознанность, ответственность и понимание своих эмоций и чувств (гештальт – с немецкого «образ», «фигура», «конфигурация»), логотерапия Виктора Франкла поможет в поиске и реализации смыла жизни. Помочь выявить скрытые страхи и комплексы, проработать негативные ситуации прошлого смогут арт-терапия, сказкотерапия и песочная терапия.

В стремлении избавиться от тягостного прошлого, под чутким руководством психологов, девушки рисуют и вышивают, мастерят различные поделки, сочиняют сказки, ставят представления кукольного театра и даже лепят и рисуют на песке. В форме игры они переживают самые критические ситуации прошлого, моделируют свое будущее.

«На одном из занятий мы предлагаем девушкам устроить кукольное представление по сценарию какой-нибудь сказки, – рассказывает Юлия Савина, – и наблюдаем за выбором воспитанниц. Чаще всего выбирают такие сказки, как «Спящая красавица», «Гадкий утенок», такие сценарии, в которых главный герой из всеми отверженного и забытого превращается в персонажа, которого все любят и чья жизнь налаживается. Такой выбор девушек говорит о том, что они всей душой готовы начать новую жизнь, в которой не будет места негативу».

Раскаяние в молитве

Храм во имя иконы «Умягчение злых сердец» – место на территории колонии особенное. Сюда приходят воспитанницы для того, чтобы в молитве и покаянии снять с себя хотя бы часть груза совершенного преступления, попросить прощения у тех, кому они причинили боль, и попросить помощи Божьей для родных.

«Здесь, в храме, в молитве и смирении, девочки учатся покаянию, – рассказывает преподаватель колонии Светлана Варфоломеева. У каждой воспитанницы на душе тяжелый камень совершенного греха, и чтобы дальше жить согласно духовно-нравственным законам, обязательно должно произойти очищение и раскаяние». Конечно, в храм ходят не все осужденные. Изначально девушки боятся даже переступать порог храма, но некоторым удается его преодолеть, искренне раскаяться в содеянном. И тех, кто молится за отпущение грехов, достаточно много. Чаще всего девочки ставят свечи за здравие близких и за упокой. Читают акафисты иконе «Неупиваемая чаша», чтобы избавить себя и родных от пагубных пристрастий. Владимирская икона Божьей Матери, переданная в дар из Иоанно-Богословского монастыря, мироточит вот уже три года. По словам воспитателей колонии, эта икона исцеляет не только души воспитанниц, но и лечит физические болезни.

Финальный штрих

Школа по подготовке к освобождению, куда помещаются осужденные за полгода до освобождения, готовит девушек к жизни вне колонии. Собственно, и последние полгода воспитанницы проводят за пределами зоны – корпуса центра находятся практически в нескольких метрах от территории спецучреждения. Здесь девушек учат готовить еду, правильно подбирать одежду, составлять резюме и даже разговаривать по телефону с будущим работодателем.

Переступая порог колонии с целым букетом социальных болезней, агрессивными, не видящими ничего иного, кроме жестокости и насилия, девушки выходят отсюда, готовыми начать жизнь с чистого листа. У них появляется шанс, оставив прошлое позади, искренне раскаявшись, начать новую жизнь.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 110 (3913) от 21 июня 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
С первыми звездами
Офицерские звания получили выпускники Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища
Марина Шерфединова
Просто выпускник или настоящий магистр?
В этом году в России завершился переход на двухуровневую систему высшего образования
Читайте в этом номере: