19:33 МСК
Четверг
08 / 12 / 2022
3354

Встреча с новым

Фестиваль «Театральный синдром» вызвал большой резонанс в городе
Автор фото: Елена Коренева. На фото: «Спящая красавица»
Фото: Елена Коренева.
На снимке: «Спящая красавица»

Театр – искусство, отражающее настроение умов. Он жив, пока динамично развивается во многих направлениях. Сегодня много новых форм, поисков языка. Прошедший в Рязани фестиваль «Театральный синдром», организованный фондом Михаила Прохорова, дал нам возможность посмотреть образцы современных поисков.

Организаторы учли опыт прошлого года, когда региональный Чеховский фестиваль проходил в нескольких городах центра России, в том числе в Рязани. На этот раз фестиваль принимали еще Липецк и Тамбов, но там показали меньше спектаклей, а у нас – семь. Они шли на сценах рязанских театров драмы и для детей и молодежи, которые предоставляли свои площадки, обеспечили условия для репетиций.

точка зрения

ПРОТИВ

Ольга Воронова

председатель комиссии по культурному и духовному наследию Общественной палаты
Рязанской области, доктор филологических наук, профессор

«Театральный синдром» – так называется гастрольное турне с участием российских и зарубежных театров, которое проходило на рязанской сцене при поддержке Фонда Михаила Прохорова. В подтверждение почти медицинского диагноза, свидетельствующего о том, что современный театр серьёзно болен, рязанскому зрителю предъявлены весьма зловещие симптомы.

...Представим себе знакомый и любимый многими жителями нашего города зал Рязанского государственного областного театра драмы. Ещё совсем недавно отшумели овации, которыми рязанская публика встречала замечательные спектакли «Наполеон Первый» и «Бешеные деньги» – премьеры последних театральных сезонов с блистательным Александром Зайцевым в главных ролях. И вот теперь зрители, некоторые целыми семьями, с детьми, пришли на гастрольный спектакль «Спящая красавица», который привёз в Рязань театр «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга.

Что же ожидало на этот раз наших зрителей, привыкших к добротным постановкам классической и современной драматургии на той же сцене?

Нестерпимая для слуха мучительная какофония звуков, напоминающая визг ржавой пилы по стеклу, сопровождающая столь же бессмысленное действо. Странные люди-роботы в не менее странной спецодежде, то механически снующие по сцене, то скачущие верхом на огромных трубах, оказавшихся в итоге, согласно прихотливому замыслу режиссёра, фаллическими символами. Мускулистые, но бездушные танцоры с практически неприкрытой тыловой частью и характерными телодвижениями, откровенно демонстрирующими отнюдь не юношескую гиперсексуальность и однополый эротический подтекст – всё это рождало в душе тоскливое ощущение адской вакханалии. Ведь существует же в кинотеатрах традиция ограждать юных зрителей от вредных для них зрелищ ограничителями «Дети до 16 лет не допускаются». Здесь же почему-то никто об этом не позаботился. В результате сидевшие в первом ряду дети могли увидеть прямо перед собой, буквально в «шаговой доступности», запредельно «пикантные» позы и мизансцены отнюдь не сказочного свойства. Испытав эстетический и нравственный шок (ох, уж эта волшебная сила искусства!), решила, тем не менее, посетить и другие спектакли навязанного рязанцам гастрольного тура. Надеялась: может быть, этот спектакль – досадное исключение из общего правила?

Следующий спектакль «Дань танца искусству футбола», привезённый в Рязань коллективом из норвежского города Берген, поначалу показался гораздо более осмысленным и оригинальным. Футбол как искусство, футбол как религия, футбол как единственная любовь для тех, кто посвятил ему жизнь... Азарт, страсть, захватывающая дух энергетика спортивных состязаний, показанные средствами пластики, эксцентрики, мимики, жеста, – за всем этим угадывался незаурядный талант режиссёра, виделась отточенная экспрессивная техника танцоров.

Но таков уж, видимо, театральный «синдром», поразивший современное искусство, что без нравственной патологии и болевого шока оно обойтись не может. И вот уже со сцены в явной дисгармонии со всем происходящим звучит печально знаменитый фашистский гимн «Дойчланд юбер алле», морозом по коже отдаются агрессивные лающие выкрики «Хайль!» Без всяких привязок к допустимой театральной условности исполнители четырёх главных ролей начинают пародировать примитивные, с их точки зрения, нравы футболистов: смачно плюют прямо на сцену, демонстративно ковыряют в носу, с блаженной мимикой закоренелых токсикоманов нюхают собственные футбольные бутсы и мокрые от пота носки, удушающий запах которых вполне реально достигает обоняния зрителей на первых рядах, вызывая волнообразные приступы тошноты. Однако истинным апогеем становится шоковая развязка, призванная, по-видимому, выполнить роль катарсиса: коллективное сбрасывание последних деталей одежды на глазах у потрясённых зрителей и продолжительная демонстрация пошло извивающихся абсолютно голых тел. Зачем? Для чего? Ведь главное уже было сказано, и в отдельных моментах весьма талантливо. Зачем унижать и себя, и зрителя, превращая театр в дешёвый и, к тому же, дурно пахнущий стриптиз? А ведь в зале опять не только взрослые, но и обманутые интригующим названием дети и подростки!

О спектакле «Алконовеллы», представленном на Малой сцене московским «Театром. doc», долго распространяться не буду. Изощрённый мат, сразу же перечеркнувший надежду услышать хоть одно человеческое слово из уст молодой актрисы, заставил меня в ужасе ретироваться из зала уже на второй минуте.

Рискуя заслужить у театральных снобов репутацию безнадёжно отставшего от жизни ретрограда, тем не менее выскажусь откровенно: навязываемые нам стандарты новейшей театральной эстетики есть не что иное, как ментальная диверсия, нацеленная на разрушение глубинных основ нашего национального сознания и подсознания.

Для этого ли создавали национальный русский театр Пушкин, Гоголь, Островский, Чехов, для того ли трудились на сцене, видя в ней общественную трибуну и кафедру, Станиславский, Мейерхольд, Таиров, Г.Товстоногов, А.Гончаров, продолжают с блеском работать Ю.Любимов и М.Захаров? Ведь русская театральная школа стала в свое время эталоном мирового искусства сцены совсем не для того, чтобы погибнуть под натиском новейших разрушительных поветрий.

точка зрения

ЗА

Елена Коренева

журналист,
театральный критик, член Союза театральных деятелей России

Задача культурных программ фонда – интеграция в мировое культурное пространство, повышение творческого потенциала местных сообществ, создание культурной многостоличности. Ибо «в современном глобализованном мире столичность – характеристика динамичного региона, создающего новые интеллектуальные тренды и стиль жизни».

Хореография

Первые два спектакля фестиваля были пластическими, истории рассказывались на языке современного танца. И, пожалуй, если для прочтения «Спящей красавицы» требовались знания мировой хореографии, то спектакль «Дань танца искусству футбола» воспринимался легко.

«Спящая красавица» поставлена театром «Провинциальные танцы» (Екатеринбург). Коллектив Татьяны Багановой восемь раз номинировался на Национальную премию «Золотая маска» и четырежды получал её. Нынешний спектакль – для взрослых и мало что общего имеет со сказкой Перро. Главное здесь – истории взаимоотношений мужчин и женщин. Они подчиняются определенным законам, им предопределено развиваться по схеме, которую начертили некие силы.

В постановке прекрасное световое решение, интересная хореография. Музыкальный ряд – из произведений современных американских композиторов, он удачно ложится на замысел.

«Дань танца искусству футбола», спектакль норвежской труппы «Йо Стромген кампани» из Бергена (хореограф Йо Стромгрен), был поставлен в 1997 году и на следующий год получил премию норвежской критики. Футбол – это высокое искусство, прекрасный спектакль для участников и зрителей, у него своя драматургия и эстетика. Это и пытаются донести до нас средствами хореографии четверо актеров-норвежцев. Здесь также большую роль играют свето- и звуковое оформление…

Документальный театр

Драматург Любовь Мульменко записала монологи людей разного возраста и социального положения об их отношениях с алкоголем. Актёры московского «Театра. doc» (то есть документального) мастерски сыграли реальных персонажей, рассказанные ими истории, стараясь добиться абсолютной достоверности. Спектакль «Алконовеллы» режиссёра Валерии Сурковой ставит нашему пьющему обществу диагноз, не навязывая рецептов… Авторы предупреждают всех зрителей наклейками на программках: «используется нецензурная лексика»… Но лексика эта – не самоцель, она – для достоверности.

Совсем иной документальный театр показал фестиваль NET и Французский культурный центр. В спектакле «Я думаю о Вас» режиссёра Дидье Руиса нет профессиональных актёров, только российские пенсионеры, некоторым из которых за 80. Они со сцены рассказывают о своём детстве, о молодости, кто-то и о зрелых годах. И из частных воспоминаний об аромате «Красной Москвы», о скамье «чёрного воронка», о разорванных штанишках, дверях товарных вагонов вырастают перед нами годы 30-е, 40-е, 50-е. Репрессии, война, смерть Сталина… Герои не заучивают текст наизусть, только рассказывают истории, которые отобрал режиссёр, поэтому одно представление не похоже на другое. «Я думаю о Вас» получил приз критики на «Золотой маске» 2010 года.

Об этих спектаклях – и документальном театре в целом – шла речь на «круглом столе» в театре драмы. В обсуждении приняли участие оба режиссёра-постановщика, московские и рязанские критики, театральные деятели нашего города. Дидье Руис рассказал, что его проект с пенсионерами родился во Франции много лет назад. И этот спектакль, и «Алконовеллы» вызвали жаркие споры. Как отделить искусство от жалости к грустным историям пожилых людей? Какому зрителю адресованы алконовеллы?

Для детей

В афише фестиваля было два спектакля для юной аудитории. «Зима. Четыре собаки кусают мои руки и ноги», постановка компании Pour Ainsi Dire (Париж, Франция), получила высшую театральную премию Франции как лучший спектакль для детей. Авторы сочинили поэтичное произведение, театральную притчу о семье, творчестве, временах года, о предназначении каждого из нас. На сцене актёры разного возраста: дети, люди средних лет и пожилая мадам в роли Бабушки. Такое решение придаёт сказочной истории о лесе и людях некую достоверность. Вдобавок, кажется, никакого грима – но цирковые номера, песни под гитару, роспись красками а-ля прима юбки героини, монологи на русском и французском…

«Маленького принца» в постановке испанского театра «Сильфо» (г. Мурсия), пожалуй, можно показывать и на фестивалях театров кукол. Он основан на рисунках Сент-Экзюпери. С помощью нехитрых технических приёмов два актёра, играющие автора в шлеме лётчика и его подругу, оживляют известные изображения на бумаге и картоне.

И Шекспир в финале

На «сладкое», в последний день фестиваля, был показан спектакль известного литовского режиссёра Оскараса Коршуноваса «Ромео и Джульетта» (Театр ОКТ – городской театр Вильнюса). Судя по декорациям и стилистике, действие перенесено в 60-е годы прошлого века. Декорация стационарная – две кухни пиццерий враждующих кланов, на полках которых «живут» и гробы, и скелеты, и свиные головы. Меж ними пространство в форме креста, где зависает по ходу спектакля Ромео: он хочет отказаться от своей фамилии ради Джульетты, но злой рок событий не даёт ему такой возможности. Коршуновас – мастер «говорящих» мизансцен и образных решений. Он смотрит на человеческие страсти с мрачноватым юмором, откуда-то сверху, отстраненно, любуясь своими придумками…


Такой разный театр увидели мы на фестивале.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 112 (3915) от 23 июня 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Имя на Доске почета
Заслуженный работник сельского хозяйства РФ Алексей Михайлович Серегин руководит колхозом «Шелковской» более 16 лет.
На улице имени Героя
В эти июньские дни не могу забыть одно мероприятие. Торжественная линейка, посвященная 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Владимира Молодцова, состоялась в Рязани, у ...
Людмила Трухина
Читайте в этом номере: