20:56 МСК
Суббота
28 / 03 / 2020
165

Строитель миноносцев

Константин Боклевский создавал корабль как художник

Кораблестроитель Константин Боклевский был сыном знаменитого художника П.М. Боклевского и с детства проявлял способности скульптора и рисовальщика. Он родился в конце апреля (по современному календарю – в начале мая) 1862 года в дереве Питомша Скопинского уезда (ныне Милославский район).

После окончания гимназии Константин поступил в техническое училище в Кронштадте, а затем окончил кораблестроительное отделение Николаевской морской академии. Ему довелось участвовать в воссоздании Черноморского флота, работая на верфях в Николаеве и Херсоне. Там он построил шесть миноносцев, канонерки и броненосец. Затем в его биографии – работа в Санкт-Петербургском порту и участие в реализации судостроительной программы для Дальнего Востока, в том числе постройка эскадренного броненосца «Бородино».

А потом в жизни Константина Петровича Боклевского открылась новая страница – педагогическая. В 1900 году в Санкт-Петербурге был основан политехнический институт, в котором предполагалось открыть четыре факультета, среди них – кораблестроительный. В 1902 году первым деканом этого кораблестроительного факультета был назначен Константин Боклевский. Эту должность Константин Петрович исполнял более четверти века, до 1927 года. Боклевский был профессором корабельной архитектуры и учил студентов проектировать и строить красивые корабли, которые соответствовали возрастающим требованиям технического прогресса, надежности и жизненного комфорта. Он прививал студентам особую любовь к кораблям, к их линиям, к их скорости, к элегантности внутренних помещений.

Стремление реализовать в технике новые идеи подтолкнуло К.П. Боклевского к еще одному важному решению: в 1909 году он организовал при кораблестроительном факультете курсы инженеров-авиаторов. Вплоть до 1930 года на кораблестроительном факультете готовились специа­листы авиастроения, были созданы аэродинамическая лаборатория и лаборатория авиационных двигателей. С 1911 года кораблестроительное отделение политехнического института стало готовить и специалистов по автомобилям.

Во время Первой мировой войны К. Боклевский был призван в армию и стал генерал-майором, при этом продолжал работать деканом факультета. После окончания гражданской вой­ны в повестку дня вновь стали вопросы создания флота – советского, и Боклевский обучал новое поколение кораблестроителей. Один из его талантливых учеников, конструктор Б.И. Малинин проектировал первую советскую подводную лодку серии «Д», появление которой стало настоящей сенсацией.

Есть у Константина Петровича Боклевского еще одно детище, которое не утратило своей актуальности по сей день. Это квалификационное общество «Русский регистр», которое создано по его инициативе в 1899 году, а в 1913 году стало официальной государственной службой. Сегодня это Российский Регистр Морского Судоходства – государственное учреждение технического надзора и классификации морских судов. В 1917 году К. Боклевский стал председателем технического совета Регистра.

Константин Петрович Боклевский ушел из жизни в 1928 году, похоронен в Санкт-Петербурге. У него было три сына и множество учеников.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 63 (5573) от 04 мая 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Нечаянная радость
Ее подарил рязанцам фестиваль колокольного звона
Вероника Шелякина
Пионер – значит первый
95 лет назад создан первый пионерский отряд в Рязанской губернии
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: