00:50 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2536

Удочерите… бабушку

С 2012 года в области появится институт приемной семьи для пожилого человека

Людмила Васильевна долго сомневалась, прежде чем взять к себе Варвару Платоновну. «Баб Варь, я ведь иногда прихожу с работы домой и сразу ложусь – так устаю, что ни на что больше сил нет», – не раз предупреждала она ее. «Ну и что ж, и я с тобой буду, только не бросай», – отвечала, вытирая слезы, баба Варя. Наконец, узнав, что пожилую женщину собираются переводить в дом инвалидов, Людмила Сафарова не выдержала: «Собирайся, баб Варь. Поедем ко мне»

Старость сама по себе – непростое испытание для человека. Приходящая нередко вместе с болезнями и одиночеством, она тяжела вдвойне. Порой обстоятельства не оставляют выбора: отсутствие родных и близких, необходимость в постоянном уходе, плохие жилищно-бытовые условия делают неизбежным переезд пожилого человека в государственное стационарное учреждение социального обслуживания. А казенный дом, каким бы гостеприимным и устроенным он ни был, все же совсем не то, что родные стены, уютная семейная обстановка. Между тем в ряде регионов России уже несколько лет с успехом реализуется новая форма социального обслуживания для пожилых, обеспечивающая более качественный уровень жизни в преклонном возрасте, – приемная семья для пожилого человека.

По сути, идея ее подсказана самой жизнью: не так уж редки в России, особенно на селе, случаи, когда семьи берут к себе чужих стариков, причем безо всяких программ, не рассчитывая на помощь государства, – просто потому, что не могут бросить на произвол судьбы ставшего за годы теплых дружеских отношений почти родным человека.

Душа на месте

30 июня исполнится год с тех пор, как 86-летняя пенсионерка из Елатьмы Варвара Платоновна Сорокина живет в Касимове в семье бухгалтера Людмилы Васильевны Сафаровой. Более пяти лет назад оставшись без крыши над головой – родной домишко в Елатьме, где она почти всю жизнь отработала в психоневрологическом интернате, сгорел дотла, – Варвара Платоновна поселилась в отделе временного проживания пожилых и инвалидов Касимовского комплексного центра социального обслуживания населения. Когда же начали подводить ноги и она стала все реже подниматься с кровати, было решено оформлять ее в дом инвалидов, в совсем чужой Шиловский район. Больше пенсионерке идти было некуда: муж, инвалид Великой Отечественной войны, умер 30 лет назад, из родственников осталась только престарелая сестра. Правда, была еще Людмила, Люся, как называла ее баба Варя, которую она помнила маленькой девочкой, – жили когда-то по соседству и с тех пор не теряли связи друг с другом…

Людмила навещала Варвару Платоновну в центре регулярно, дважды в месяц. И каждый раз, возвращаясь от нее домой, долго думала, порой за всю ночь ни разу не смыкая глаз: «Не смогу. Не осилю. Жалко, но ведь сама инвалид третьей группы – тяжело».

Но тут же вспоминала, что подобный опыт уже был в жизни. Будучи в декретном отпуске, работала на полставки социальным работником, разносила пенсионерам продукты. На рубеже 80–90-х, успев помыкаться с семьей по съемным квартирам, прислушалась к совету директора центра социального обслуживания и переехала к одинокой пожилой женщине в Затон, оформив опекунство.

«Жила она в деревянном доме, без всяких удобств. Принесли ее на руках из больницы с переломом шейки бедра. А весной она у меня пошла, даже на улицу выходить начала – все соседи удивились. Пять лет я за ней ухаживала. Ей было 86, когда она умерла. Родной сын так и не приехал, хоронили ее вдвоем с мужем», – вспоминает Людмила Васильевна.

А потом Сафаровы получили квартиру на улице Кокорева. С тех пор многое поменялось: несколько лет назад ушли из жизни муж и родители Людмилы, обзавелся своей семьей старший сын. Теперь в двух комнатах они остались вдвоем с младшим, Эдуардом…

Бабу Варю Людмила Васильевна поселила в своей спальне, на диване. Знакомые до сих пор удивляются: зачем? Ведь никаких выгод, только лишние заботы. Людмила же за это время ни разу не пожалела о сделанном. «Конечно, порой приходится непросто. Но зато душа на месте, – признается она. – Бабушка у меня здесь посвежела. Совсем не такая была, когда привезли. Если бы еще ходила, вообще помощницей стала бы».

В стадии разработки

«Эта семья – в числе первых, которую со следующего года мы будем оформлять как приемную семью для пожилого человека», – говорит директор Касимовского комплексного центра социального обслуживания населения Ольга Шибаева. Она, о которой баба Варя и Людмила отзываются с неизменной теплотой, искренне рада, что появится возможность хоть чем-то поддержать семьи, подобные этой.

Прежде такого шанса у социальных учреждений на местах не было – названный институт не был закреплен ни в каких нормативно-правовых актах. С внесением же понятия приемной семьи для пожилого человека и инвалида в законодательство субъекта принимающая сторона получает право на ежемесячные выплаты за проживающего с ней подопечного.

На такие выплаты с 2012 года могут рассчитывать все подобные семьи в Рязанской области. В настоящее время в рамках региональной долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011–2013 годы уже предусмотрены средства на реализацию проекта. Идет работа над областным законом, в котором будет четко прописан порядок образования приемных семей.

К принимающей стороне законопроект предъявляет ряд требований, которые позволят обеспечить безопасность пребывания в ней пожилого человека, исключат любую возможность воспользоваться беззащитностью старика в корыстных целях. Документ предусматривает обязательное заключение трехстороннего договора – между обеими сторонами и центром социального обслуживания, работники которого каждый месяц будут навещать семью. В договоре будет прописано также, что на руках у пожилого, инвалида должно оставаться не менее 25 процентов пенсии, которые поступают в его личное распоряжение. Сохранится за ним и право на все выплаты и льготы, на все имущество, которым он располагал прежде.

Внедрение новой формы социального обслуживания позволит снизить очередность в дома-интернаты общего типа, уверены в министерстве социальной защиты населения области, тем более что она и экономически целесообразна. Стоимость обслуживания одного человека в приемной семье не будет превышать 3 тысяч рублей в месяц (средний размер выплат по регионам – 2500 рублей), тогда как в стационарных условиях это свыше 17 тысяч.

В ходе мониторинга, проведенного ведомством, в регионе уже выявлено 12 семей, желающих принять к себе пожилого человека, и 17 пожилых граждан, которые хотят проживать в подобной семье. Развитию нового института должно способствовать и то, что деятельность лица, ответственного за содержание и обслуживание пожилого человека, будет приравнена к труду социального работника, запишется ему в трудовой стаж. Это хороший вариант для тех семей, в которых один из членов вынужден находиться дома, ухаживая за больным родственником.

В заключение отметим, что постоянное совершенствование социальной политики в отношении пожилых людей – залог повышения качества жизни всего общества. Ведь старость неизбежна для каждого. Конечно, полностью решить проблему одиноких пенсионеров с помощью приемной семьи не удастся, необходим комплексный подход. В минсоцзащиты области это хорошо понимают: в программе «Старшее поколение» предусмотрена целая система социальных технологий, форм и методов поддержки пожилых, в том числе и новых для региона. Однако не стоит забывать и о том, что неустроенная старость – это наша общая забота. Только когда в обществе будет решена проблема равнодушия, черствости, жестокости, когда каждый научится ценить собственных пожилых родителей, бабушек и дедушек, старшее поколение сможет чувствовать себя по-настоящему комфортно, окруженное уважением и любовью.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 115 (3918) от 28 июня 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Кросс выявил сильнейших
Прошли традиционные соревнования по легкоатлетическому кроссу среди коллективов строительного комплекса области на Кубок Рязанской областной организации профсоюза строителей России. ...
Запрет ради спасения
Продажа кодеиносодержащих препаратов будет ограничена
Марина Шерфединова
Читайте в этом номере: