20:11 МСК
Воскресенье
29 / 03 / 2020
456

В «Маленькой стране»

подростков и молодых людей с ментальными нарушениями учат самостоятельности
Фото из архива Ларисы Николаенко
Фото из архива Ларисы Николаенко

Уже совсем скоро наступит время отпусков и каникул. Откроют свои двери санатории и детские оздоровительные лагеря. В Рязанской области из года в год проводятся смены разной направленности. Спортивные, творческие, экономические – лишь малая их часть. Вот только ребята с серьезными ментальными нарушениями из-за ряда ограничений никогда не смогут попасть в такие летние лагеря.

Несколько лет назад региональная организация помощи детям-инвалидам «Свой путь» впервые организовала загородный лагерь для своих воспитанников. «Для тех, у кого есть дети с ментальными нарушениями, самое страшное – отсутствие у их ребенка будущего. К сожалению, часто бывает, что после смерти опекуна человек с ментальными нарушениями попадает в психоневрологический диспансер. И все, на этом развитие заканчивается, – говорит руководитель организации «Свой путь» Лариса Николаенко. – Мы стараемся помочь подросткам в адаптации к будущей взрослой жизни, и первый шаг к этому – наш лагерь».

Развитие через творчество

Младший сын Ларисы – аутист. Когда-то мама, сама педагог по образованию, самостоятельно искала любые возможности, чтобы помочь своему ребенку. Ее внимание привлекла лечебная педагогика – метод, построенный на теории о том, что у каждого человека, независимо от индивидуально-типологических особенностей, есть способности к развитию. А раскрыть их можно через художественное творчество.

«Занятия по методу лечебной педагогики помогают ребенку гармонизироваться, – рассказывает Лариса. – Возможности художественно-терапевтической деятельности огромны. Однако, начиная работать с определенным ребенком, нужно сразу понять, чем ему можно заниматься, а чем – не стоит. К примеру, одному полезно заниматься лепкой из глины, а другому – нет, потому что это холодный материал, имеющий серьезное сопротивление. Тогда подбираем схожий вид деятельности – работу с воском. Индивидуальный подход особенно важен для детей с аутизмом, психомоторными расстройствами, задержкой речевого, умственного и психического развития».

Сначала к Николаенко присоединилась еще одна семья, воспитывающая ребенка с особенностями развития, а затем и другие неравнодушные люди. Так и появилась в Рязани общественная организация «Свой путь». Сегодня в ней на постоянной основе проводятся занятия по методу лечебной педагогики для детей и подростков с ментальными нарушениями. «Наша главная задача – вывести своих подопечных из социальной изоляции, а это возможно достичь только благодаря упорным ежедневным занятиям», – поясняет Лариса.

Реальная жизнь

Проект загородного лагеря «Маленькая страна» – логическое продолжение работы по социальной адаптации, которую проводят специалисты организации. Первые три года лагерь располагался на арендованной земле, в прошлом году он перебазировался на другой, теперь уже свой, участок в деревне Зарытки Спасского района. Обустраивать его помогали активисты волонтерского отряда «Пламенный».

Смены в «Маленькой стране» были короткими – от трех до семи дней. «Группы малокомплектные, формировали их из тех ребят, которые занимаются у нас в центре, что позволяло сделать процесс привыкания друг к другу более мягким», – говорит моя собеседница.

Главное же – ребята находятся в лагере без родителей. «В первую смену мамы сильно переживали, обрывали нам телефоны. А дети реагировали по-разному, но, безусловно, для них это был полезный опыт», – вспоминает Лариса.

В лагере ребята учатся самостоятельности и элементарным бытовым вещам, которые дома им просто никогда не поручали. «Задания даем элементарные: лейку с водой принести, со стола убрать тарелки, собрать ягоды с куста смородины, – рассказывает Лариса. – Делать какие-то задания с преподавателем в центре развития – это одно, а делать что-то из реальной бытовой жизни – это другое, уже по-настоящему. Для наших подопечных это много значит».

Распорядок в лагере строится на чередовании активной и пассивной деятельности. В первой половине дня ребята помогают своим наставникам готовить, занимаются по мере возможности на небольшом огородике, ухаживают за цветами, изучают и собирают различные полезные травы. Как показал опыт, навыки самообслуживания лучше закрепляются в отрыве от родителей. А уже после обеда педагоги проводят художественно-эстетические занятия и прогулки. Вечерами – общий сбор у костра, на котором говорят об удачах и неудачах, случившихся за день.

***

Два года организация «Свой путь» получала на реализацию проекта загородного лагеря «Маленькая страна» субсидии из областного бюджета. Затем смены работали благодаря родительским пожертвованиям и спонсорской помощи.

По словам Ларисы Николаенко, в этом году смены планируется сделать двухнедельными. В лагере с детьми будут работать три педагога и два-три волонтера. В зависимости от того, какая программа у той или иной группы, если появляется необходимость, планируется дополнительно пригласить специалистов, к примеру, по живописи.

«Родители так много времени проводят со своими особенными детьми, что ни у взрослых, ни у их чад нет свободного пространства. Взрослые сильно устают, со временем может произойти эмоциональное выгорание. Наш проект дает родителям небольшую передышку, а детям – опыт проживания без родителей и приобретение бытовых навыков», – подыто­живает наш разговор Лариса Николаенко.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 66 (5576) от 11 мая 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Не просто профессия – служение
12 мая – Международный день медицинской сестры
Людмила Иванова
Эта песня о лете!
Мальтийские музыканты проведут в Рязани танцевальную вечеринку
Татьяна Клемешева
Читайте в этом номере: