Традицией стало проведение центром практической психологии РГУ совместно с музеем международных научно-практических конференций. Последняя недавно прошедшая конференция обсудила роль семьи в формировании системы базовых гуманитарных ценностей человека. Почему на повестку дня встала именно эта тема? Не определяется ли ее актуальность тем, что многие родители, как это было, наверное, и раньше, считают; их задача – одеть-обуть детей, а уж о всякой там духовности и прочем пусть заботится школа? Эти вопросы прозвучали в моей беседе с директором центра практической психологии, кандидатом психологических наук Эльвирой Владимировной Самариной.
Э.С. – Данное родительское заблуждение, действительно, всегда присутствовало у многих отцов и матерей. Сейчас оно несколько видоизменилось. Потому что за последние два десятилетия коренным образом изменилось все наше общество. Сменилась система ценностей. На первое место многие наши соотечественники ставят деньги, вещи, власть… Что там экономический кризис? Духовный кризис влияет на нас гораздо сильнее. Теперь мы (констатирую с большим сожалением) – общество потребления. И к школе многие родители относятся потребительски. Да и она сама как бы отреклась от своей высокой роли духовной наставницы, на что претендовала лет двадцать назад. Теперь все просто: школа оказывает лишь «образовательные услуги». И самая главная из них на сегодняшний день и для родителей, и для учителей – это подготовить подростка к сдаче ЕГЭ. Чтобы дитя потом имело возможность поступить в престижный вуз, окончив его, получить хорошо оплачиваемое место…
Главное направление работы центра практической психологии РГУ имени С.А. Есенина – это оказание помощи в становлении специалистов-психологов как в процессе обучения их в университете, так и после выпуска из учебного заведения. Центр также оказывает практическую помощь населению, организуя консультации, мастер-классы, тренинги. При этом, несомненно, востребованы результаты большой научно-исследовательской работы, которую проводят сотрудники центра совместно с учеными Психологического института РАО, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Московским психолого-социальным институтом, Британской благотворительной организацией «ThePromise». Особые отношения связывают центр с Мемориальным музеем-усадьбой академика И.П. Павлова, чей вклад в развитие психологии трудно переоценить.
Р.В. – Ну а кто же будет заниматься формированием базовых гуманитарных ценностей?
Э.С. – В первую очередь, это роль семьи, но родители сегодня настолько увлечены зарабатыванием денег – главным образом, конечно же, для блага детей, чтобы, в первую очередь, разумеется, «обуть-одеть», но по современным меркам, что на живое общение со своими чадами у них просто не хватает времени.
Сейчас заметна очень хорошая тенденция – стали больше рожать, в семье теперь часто не один, как раньше, ребенок, а два или даже три. Но вот в чем проблема: многие мамы не желают отсиживать дома со своими малышами даже положенный по декрету срок. Бегут на работу. К детям же приставляют няньку, чуть позже – гувернантку. Но разве они могут заменить маму?
Р.В. – Речь, насколько я понимаю, идет не просто о присутствии мамы, ее присмотре за ребенком, но о том общении между самыми близкими людьми, которое ничем и никем не заменишь.
Э.С. – Да, конечно. Не случайно у участников конференции вызвал интерес мастер-класс психолога нашего центра Е.А. Баклановой под названием «Теплые связи. Семейные отношения как зона роста и ресурс». Семья – это ячейка общества, но самая теплая и сердечная, и это ее свойство надо уметь сохранять. Как было раньше? У ребенка – день рождения. В дом приглашены его сверстники, он сам готовится к их приходу, мама с папой придумывают сюрпризы, бабушка печет пирожки. Возникала по-настоящему семейная атмосфера близости друг к другу. Теперь многие родители рассуждают: зачем хлопотать, тратить свое время, если можно все купить? Приводят ребенка в клуб, заказывают ему какое-то развлечение. Вне дома, вне друзей – эдакий американизированный праздник, не свойственный нашей сути. И семья перестает быть теплым уголком, возникает атмосфера отчуждения друг от друга, и у ребенка, как прозвучало на нашей конференции, возникает риск не стать человеком. Родители могут и не заметить, что их сын или дочка начинают пробовать наркотики или у подростка возникла компьютерная зависимость, он не имеет и не хочет иметь друзей.
Р.В. – Вы сказали об «американизации». Сейчас наблюдается эдакая благополучная «безотцовщина». Когда респектабельная, независимая в экономическом отношении женщина рожает без мужа одного, второго ребенка, что вольно-невольно пропагандируется примерами наших «телезвезд». Это тоже не наше явление?
Э.С. – Часто также сначала заводят детей и только потом оформляют отношения… Если исходить из отечественных традиций, православной культуры, то в идеале ребенок должен родиться в «нормальной», полной семье. «Неважно, – как говорят, – есть ли штамп в паспорте…» Но это тоже показатель и степени ответственности людей, и их готовности преодолевать конфликты. Которые, замечу кстати, не всегда разрушают семью. На последней конференции как раз проводился мастер-класс О.Г. Дорджиной на тему: «Позитивное значение конфликта в парных отношениях».
Р.В. – Психологи, как мы видим, стараются влиять на укрепление института семьи. Но, как я слышала в одном из выступлений, пока преобладает психологическая безграмотность населения, культура взаимоотношений в семье стоит на низком уровне. Ну, положим, я желаю ликвидировать такую свою безграмотность. Куда мне идти? В ваш центр?
Э.С. – Не только. У нас почти в каждом районе есть семейные, детские психологические центры, в которых, как правило, работают квалифицированные специалисты. Выпускается много литературы по семейной психологии, можно что-то взять в Интернете. В общем, при желании «подковаться» можно.
Р.В. – Было время, когда мы с завистью говорили: «Вот в США психологическая помощь на высоте, там почти на каждого по психологу». Сейчас мы такого уровня достигли?
Э.С. – Нет. И не достигнем.
Р.В. – Это плохо или хорошо?
Э.С. – У нас другие потребности. В Америке больше востребованы психоаналитики. Человек приходит к нему, раскрывает ему всю душу, и так продолжается годами. Наши люди другие. Они идут, чтобы «выговориться», не к психоаналитику, а к соседке, к подружке, мужчины – к друзьям по гаражу, где часто используются «альтернативные способы снятия стресса». После этого может быть и визит к психологу с готовым решением и вопросом: правильно ли я собираюсь поступить?
Р.В. – Вы даете готовый ответ?
Э.С. – Мы стремимся к тому, чтобы человек нашел его сам, беря всю ответственность за решение проблемы на себя.
Надо сказать, что семейная психология переживает сегодня нелегкие времена. Связано это с реформой общеобразовательной школы, где ввиду разных обстоятельств наблюдается уменьшение числа школьных психологов. А школа – это огромное и прекрасное поле для психологических исследований. В минувшие годы школьные психологи накопили огромный материал в плане развития личности, семейных отношений. Что дальше? Может образоваться огромный пробел, который впоследствии будет трудно восполнить.