Грецкие орехи, душистое подсолнечное масло, свежее мясо, колбасы, конфеты «Петушок на палочке» и многие другие дефицитные в 70-80-е годы прошлого века продукты рязанцы могли купить в магазинах только одного вида – кооперативного. Принадлежали они не государству, а системе потребительской кооперации – сложнейшей всесоюзной хозяйственной структуре, включавшей в себя многочисленные подсобные хозяйства, в том числе и личные, закупочные и перерабатывающие базы.
точка зрения
Любовь Колотвина,
глава муниципального образования Желобовское сельское поселение:
– Село нуждается в потребкооперации. Хотелось, чтобы ее деятельность расширялась. Помочь ей могли бы целенаправленные административные меры. В любом случае, кооперации требуется поддержка.
Василий Овечкин,
глава муниципального образования Искровское сельское поселение:
– Современная потребкооперация, на мой взгляд, своих функций не выполняет. Если раньше она занималась скупкой у сельхозпроизводителей излишков продукции, а взамен обеспечивала их всем необходимым, то в настоящий момент вся ее деятельность свелась к обычной торговле, осуществляемой на уровне частного предпринимательства. Единственный положительный момент в существовании потребкооперации – это обеспечение продуктами питания жителей малочисленных отдаленных населенных пунктов. А село нуждается в той кооперации, которая существовала 20-30 лет назад. Для того чтобы вернуть ее к прежним объемам работы, необходимо проведение четкой политики внутри самой системы потребкооперации. Если она не поставит перед собой конкретных целей и задач, никакие налоговые льготы, поддерживающие программы ей не помогут.
Сергей Рябкин,
глава муниципального образования Морозово-Борковское сельское поселение:
– В нашем поселении есть отдаленные деревни, в которых проживает 5-10 человек. Магазинов в этих населенных пунктах нет, а частник туда ехать не хочет – не выгодно, да и дороги плохие. Выручает только Рязанский союз потребительских обществ, который по расписанию завозит товары первой необходимости.
Григорий Паткин,
глава муниципального образования Инякинское сельское поселение:
– Потребкооперация, безусловно, нужна. Жаль, что сегодня она не выполняет главной своей миссии – торгово-заготовительной. Население сел и деревень практически лишено возможности заработать.
Потребкооперация имела огромное значение для сельского населения, так как позволяла «обменивать» результаты крестьянского труда на необходимые, а иногда и довольно редкие, непродовольственные товары. Но торговля была далеко не единственной ее функцией – через потребкооперацию у населения, колхозов и совхозов закупались овощи и фрукты, молоко, птица, дикорастущие ягоды, грибы, лекарственные травы. Все это перерабатывалось и превращалось в свежие и вкусные продукты питания, которыми, при всем нынешнем товароизобилии, современники не избалованы.
Кооперация возникла во второй половине XIX века в Европе, ее отечественным прообразом была артель, известная еще с XIII века. Россия восприняла кооперативную форму хозяйствования в конце позапрошлого столетия и пронесла ее через революцию, социализм, годы тотальных реформ, сохранив до настоящего времени.
Сегодня Рязанский областной союз потребительских обществ объединяет 914 магазинов, 19 цехов по производству хлебобулочных изделий, 5 – по производству полуфабрикатов, 72 предприятия общественного питания. В системе Рязоблпотребсоюза занято более 3,5 тысячи человек. Магазины союза расположены на всей территории области, как в районных центрах, так и в сравнительно небольших населенных пунктах. Кроме того, Ряз-
облпортебсоюз фактически единственная торговая организация, которая доставляет жизненно необходимые продукты в отдаленные и труднодоступные деревни. Открывать магазины или даже разово завозить товар в малочисленные поселения не входит в планы частных предпринимателей, а тем более, продуктовых «сетевиков».
– Мы живем по десятилетиями наработанной схеме, стараемся сохранить былую «закваску». Торговля в деревнях, где проживает 10-15 пенсионеров, убыточна. Но мы все равно не отказываемся от нее, перекрываем прибылью с магазинов, расположенных в райцентрах, крупных поселениях. В итоге нам удается поддерживать баланс, – рассказывает председатель Рязоблпотребсоюза Евгений Ланцов.
Между тем развитие торговли в регионе складывается не в пользу кооперации. По мнению Евгения Степановича, основной «урон» потребительским обществам наносят крупные сетевые компании, которые ведут активную политику в освоении населенных пунктов, где проживает не менее 3 тысяч человек.
– «Сетевики» обладают существенными преимуществами – средствами, оборудованием, технологиями, передовым опытом. С одной стороны, они приближают наше село к городским условиями проживания, дают людям большие возможности. Мы стараемся соответствовать предъявляемым конкуренцией требованиям – в Ряжске, Рыбном, Кораблине, Старожилове, Клепиках, Касимове построены новые современные магазины. Но у Рязоблпотребсоюза нет таких средств, чтобы идти вровень с компаниями федерального уровня. Дальнейшее распространение сетевой торговли на селе ставит под угрозу существование потребкоопрерации, – говорит Евгений Ланцов.
Дело в том, что обслуживание труднодоступных сел возможно при условии, когда торговля в крупных населенных пунктах будет прибыльной. Если покупатель уйдет из магазинов потребкооперации, это будет весьма болезненно для жителей малых поселений. Автолавки Рязоблпотребсоюза нередко проезжают по 5-10 километров для того, чтобы продать десяток буханок хлеба, несколько килограмм сахара и крупы, пару упаковок спичек. Расходы на бензин, оплату водителя и продавца в этом случае значительно перекрывают выручку. В небольших населенных пунктах, где работают сохранившиеся магазины потребкооперации, других объектов соцкультбыта зачастую нет. Туда приходят не только за продуктами, но и обсудить последние новости, пообщаться.
За последний год доходы Рязоблпотребсоюза значительно снизились. Наравне с другими предприятиями малого и среднего бизнеса, кооперация несет груз увеличившегося в разы социального налога, повысившихся тарифов на энергоресурсы.
– Если раньше у нас оставалась прибыль, которую мы могли инвестировать в собственные производства, развитие сети общественного питания, обновление оборудования, то за 2010 год мы ничего не заработали, – констатирует Евгений Степанович.
Кроме торговли, Рязоблпотребсоюз продолжает вести закупочную деятельность, правда, в значительно меньших размерах, нежели это было в более благополучные годы. Когда-то переработанная в собственных цехах продукция отправлялась в другие регионы, в частности, северные. По мнению Евгения Ланцова, это было возможно в условиях плановой экономики и централизованных закупок. Сегодня приобретаемая у сельхозпроизводителя продукция реализуется преимущественно через собственные пункты общественного питания.
Между тем председатель Рязанского союза потребительских обществ уверен, что у кооперации есть все шансы на дальнейшее развитие. Возможно, оно произошло бы быстрее, будь создана целевая программа, поддерживающая это старейшее объединение сельхозпроизводителей. Пока Рязоблпотребсоюз принимает активное участие в региональных программах, направленных на развитие малого и среднего бизнеса.
– В прошлом году нам удалось выиграть ряд грантов, благодаря которым мы обновили оборудование, например, на производстве воды в Ермишинском районе. В этом году мы попали в областную программу, направленную на повышение квалификации торговых работников – обучение прошли более 200 наших сотрудников. Сейчас наши предприятия, обслуживающие сельское население, подали документы на участие в областной программе, предоставляющей возможность обновить автопарк. Если нам удастся войти в нее, то 70 процентов стоимости приобретаемых машин будет возмещено из областного бюджета, – отметил Евгений Ланцов.