Летом будущего года исполнится 200 лет со дня рождения выдающегося лексикографа, слависта, академика Измаила Ивановича Срезневского.
Более 30 лет он служил профессором Петербургского университета, и это были его наиболее плодотворные годы, а город за это время стал ему почти родным. После смерти И.И. Срезневского место ему было уготовано, согласно его статусу, на «престижном», как сейчас говорят, Волковом кладбище, среди могил известных деятелей русской словесности. Но, как завещал ученый, похоронен он был в селе Срезнево Рязанской губернии, где, начиная с семнадцатого века и до предреволюционной поры жил и служил священнический род Срезневских. Завет ученого, столь чтившего связь с землей своих предков, был по достоинству оценен его современниками. Однако многие десятилетия после революции имя И.И. Срезневского было в ходу только у специалистов-филологов и о том, что под черным гранитным крестом на Срезневском кладбище в Шиловском районе покоится прах знаменитого исследователя славянского мира, мало кто знал.
«Возвращение» Срезневского рязанскому краю, изучение его наследия началось около двадцати лет назад. За это время при участии местных властей проделана огромная работа. Примерами ее могут быть мемориальный комплекс в селе Срезнево, музей академика, а также культурно-образовательный и научно-просветительский центр по изучению наследия И.И. Срезневского в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина.
В нынешнем, предъюбилейном году научное студенческое общество срезневедов рязанского университета задумалось над тем, как более масштабно, чем было до этого, увековечить память о выдающемся русском ученом. Возник проект по установлению памятной доски академику на доме его последнего проживания в С.-Петербурге. Идея была хороша, но – как примут ее петербуржцы?
И вот на днях основатель и директор музея И.И. Срезневского, заслуженный учитель России Нина Васильевна Колгушкина вернулась из командировки в С.-Петербург, где встречалась с руководителями Петербургского университета. Инициатива рязанских студентов понята, принята, воплощению ее будет оказываться всяческое содействие. Адрес, по которому последние полтора года жил академик, таков: 1 Линия Васильевского острова, дом 40. Семья Срезневского снимала в нем весь второй этаж, одиннадцать комнат.
Заботясь о художественной ценности будущей памятной доски, петербуржцы предложили провести конкурс на ее лучший проект, с чем рязанская сторона, конечно, согласилась.
В Петербургском университете И.И. Срезневского помнят, чтут, изучают. Но, зная о том внимании, которым в Рязани окружены имя и научная деятельность академика, петербуржцы признают пальму первенства в срезневедении за нашим городом.
Двухсотлетие со дня рождения академика – это повод не только для установления памятного знака, но и для более глубокого постижения научного подвига этого человека, создавшего грандиозный труд – «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным источникам», над которым работал около 40 лет. Необыкновенно актуальна сегодня мысль Срезневского, что «язык есть собственность нераздельная целого народа», «его драгоценное сокровище».