– Медицина – и наука, и практика – не может существовать без постоянного движения вперед, – считает Владимир Александрович. – Тем более в такой многопрофильной больнице, как наша. Согласитесь: трех специальностей, как это было еще лет сто назад (терапевт, акушер-гинеколог и хирург) явно недостаточно. Сейчас, образно говоря, для каждой части тела – свой специалист. С одной стороны – это хорошо, а с другой – плохо. Мы перестали видеть достижения друг друга за этими узкими специальностями. На консультацию к больному хирург одной специальности приглашает хирурга другой специальности. Недаром предупреждал Козьма Прутков, что специалист подобен флюсу – его знание односторонне. Времена универсальных хирургов, терапевтов, к сожалению, проходят. Мы должны стремиться привести все в соответствие.
– Как будут определяться приоритеты медицинской науки?
– Определено так называемое «слабое звено», то есть те заболевания, которые несут большую смертность. И лечение их будет совершенствоваться. Так статистика показывает, что основной нерешенной проблемой является диагностика и лечение больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, патологией костей и суставов, злокачественными заболеваниями, болезнями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями мочеполовой системы и т.д. Вот здесь и нужно, в первую очередь, сосредоточить и силы, и средства.
– Владимир Александрович, вы очень опытный хирург. Ваши коллеги рассказали, что вы провели около 8 тысяч самых разных операций. Среди них немало уникальных и очень сложных. На ваш взгляд, какие последние достижения в хирургии являются наиболее весомыми и используются ли они в областной клинике?
– Современные достижения в науке позволяют реально уменьшить степень повреждения тканей в ходе операций за счет малоинвазивных технологий. Медицинская присказка «большой хирург – большой разрез» уходит в прошлое. Направление современной хирургии – прецизионность, бескровность, сохранение функции. Сейчас, например, стало реальностью удаление пораженных органов через небольшой прокол в брюшной или грудной полости с применением видеотехники. Удаление тромбфов из сосудов мозга, сердца, магистральных сосудов через небольшой прокол в сосуде конечностей. Стентирование суженных участков артерий, протоков печени, поджелудочной железы. Изменение направления движения пищи по желудочно-кишечному тракту в лечении ожирения. Замена пораженных суставов на искусственные. Лечение бесплодия и половой слабости. Все это с успехом внедрено на нашей базе. Так, для проведения операций на головном мозге мы получили системный хирургический навигатор «Вектор». К нему – операционный микроскоп, компьютерный томограф, эндоскопическое оборудование, мобильный операционный стол, специальную осветительную систему, видеоэндоскопическое оборудование, ангеографический комплекс для исследований сосудов мозга и магистральных сосудов, дыхательную и следящую аппаратуру для реанимации, а также все расходные материалы для выполнения этих процедур. Кадры для выполнения высокотехнологичных операций подготовил Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова из числа молодых докторов больницы. В этом принимали участие кафедры факультетской терапии, факультетской хирургии, нейрохирургии и нервных болезней, сосудистой хирургии, а также кафедра хирургии факультета последипломного обучения. Немаловажно, что группа подготовленных специалистов уже приступила к работе и провела несколько уникальных исследований на сосудах мозга, сердца, конечностей.
– В период непростой экономической ситуации место планам на перспективу отводится?
– Однозначно. В клиническую практику планируется широко внедрять достижения лазерной, криогенной эндо-скопической техники, использовать современные ультразвуковые и радиочастотные коагуляторы. Обновить парк следящей и диагностической аппаратуры, освоить новые хирургические технологии. Эти планы могут показаться амбициозными, но таково веление времени. Жизнь человека дороже...