Потребкооперация может играть более заметную роль в развитии экономик муниципальных образований, если направит свои усилия на создание многоотраслевого хозяйства. К такому выводу пришли участники семинара-совещания, посвященного итогам и планам работы организаций облпотребсоюза.
Руководители районных потребительских обществ, представители министерства экономического развития и торговли области встретились в районном поселке Сараи, где местным кооператорам есть что показать и чем похвалиться. В обороте розничной торговли муниципального образования доля Сараевского райпо была самой высокой в прошлом году – свыше 57%. Входит эта организация и в тройку лидеров облпотребсоюза по объему капиталовложений.
Деятельность районных кооперативных обществ особенно важна для регионального потребительского рынка. От них зависит обеспеченность населения товарами и услугами. Достаточно сказать, что в двух тысячах населенных пунктов, где проживает 30% населения области, отсутствуют объекты стационарной торговли, и в большинстве случаев туда добираются только автолавки райпо. Поэтому и сами жители, и Правительство области, и районные власти всячески заинтересованы в существовании этого социально ответственного бизнеса. В Правительственной программе поддержки малого и среднего предпринимательства в 2011 году появилось новое мероприятие – возмещение части затрат на приобретение специального транспорта (автолавок, автомагазинов) для организации выездной торговли и бытового обслуживания. Так что у кооператоров появится возможность обновить свои автопарки, воспользовавшись субсидиями. Всего на программу выделено 8,5 млн.рублей.
Но в районах от потребкооперации ждут не только организации успешной розничной торговли, на долю которой, кстати, приходится более 80% совокупного объема ее деятельности, но и создания разнообразных производств – всевозможных заготовительных пунктов и цехов переработки. Один из таких цехов – по выпуску мясных полуфабрикатов – весной открылся в Сараях. Райпо приспособило под него бывший хозяйственный магазин. Провели ремонт, по областной целевой программе развития предпринимательства закупили оборудование на сумму более миллиона рублей. Собственные затраты оказались скромными, а пользу ощутили все – и кооператоры, чей товарооборот увеличился, и местные жители, занимающиеся выращиванием скота. Они теперь не ищут покупателей, а сдают оптом мясо говядины и свинины по цене не ниже, которую предлагают перекупщики в районе. Цех мясных полуфабрикатов закупает продукцию только с личных подворий: говядину по 180-190 рублей, свинину по 100-120 рублей за килограмм. В мае население поставило на переработку почти 1700 кг мяса. У людей появился дополнительный заработок, возникло желание и дальше выращивать живность в подсобных хозяйствах.
К сожалению, подобных заготовительно-производственных комплексов в системе облпотребсоюза – единицы. Объемы заготовок за последние 5-10 лет сократились по мясу в 3 раза, по картофелю в 6 раз, по другим овощам и фруктам в 14 раз, по молоку в 10 раз.
– Конкуренция в торговой сфере растет, и полагаться только на магазины уже нельзя. Будущее за многопрофильными хозяйствами. Нужно увеличивать удельный вес других видов деятельности, таких как общественное питание, закупка продукции у населения, заготовки, переработка, оказание услуг, – отметила на семинаре заместитель министра экономического развития и торговли области Ирина Полозова. И поделилась наблюдением: по дороге в Сараи на трассе стоят десятки частников, продающих овощи и зелень со своего огорода. В сезон их будет еще больше. Почему бы райпо не закупать и не отвозить эту продукцию на ярмарки в Рязань, в Москву, где места для торговли предоставляются бесплатно?
– Да, потребкооперация значительно снизила объемы закупок у населения, – комментирует председатель Совета Рязанского облпотребсоюза Евгений Ланцов. – В былые времена закупали только одного картофеля более 100 тыс. тонн в год. А в прошлом году приобрели у населения всего 247 тонн. Исчез такой выгодный канал сбыта закупаемой продукции, как государственный заказ. Сейчас стоимость рязанского картофеля из личных хозяйств получается выше, чем клубней из Египта или Голландии, продаваемых в магазинах. К тому же мы не можем гарантировать им объемы поставок, поскольку нет гарантий со стороны мелких подсобных хозяйств. И все-таки в тех районах, где заготовками занимаются, есть и прибыль, и успех, – продолжает Евгений Ланцов. – И мы нацеливаем на эту деятельность своих кооператоров. Поставили перед ними задачу открывать в магазинах отделы по продаже овощей, фруктов, молока и мяса из ЛПХ.
Сараевский цех мясных полуфабрикатов тоже демонстрирует удачный опыт.
– К нам становятся в очередь как сдатчики мяса, так и магазины, желающие торговать котлетами и пельменями из натурального сырья, – поделился с корреспондентом «РВ» директор цеха Константин Герасин.
Кстати, увеличить продажу тех же полуфабрикатов в Сараях помогают магазины самообслуживания, где товарооборот выше примерно в два раза, а кое-где и в восемь раз, такие примеры тоже приводились на семинаре. Особенно интересен тот факт, что для переформатирования магазинов и, стало быть, повышения их прибыльности не нужны большие капиталовложения. Достаточно поставить узел расчета, по другому установить прилавки, подкупить холодильное оборудование – и супермаркет в миниатюре готов.
В облпотребсоюзе стремятся к тому, чтобы таких современных торговых точек у кооператоров в районах было не 3%, как сейчас, а значительно больше.
Резервы для развития той же торговли в потребкооперации таятся не малые. Довольно существенны и ее преимущества. Например, на потребкооперацию не распространяются требования о недопустимости превышения 25-процентной доли присутствия на потребительском рынке муниципального образования. Значит, торговые сети райпо могут расширяться практически бесконечно. И это преимущество, по мнению минэкономразвития, тоже можно использовать грамотно, занимаясь логистикой торгового процесса, принимая на себя товарные потоки, идущие от многих производителей.
В соглашении о взаимодействии, которое было подписано в среду между Рязанским облпотребсоюзом и минэкономразвития области, предусмотрены меры государственной поддержки, которые помогут формированию многоотраслевого хозяйства организаций потребительской кооперации. Развивать производство выгодно и кооператорам, ведь в этом случае они смогут войти в большее число программ, предусматривающих субсидии из областного бюджета.