Их встреча не могла не произойти, словно они задолго до неё знали о существовании друг друга. Родившись в разных районах: он – в Михайловском, она – в Шиловском, они каждый по-своему начали послужной список.
Валентина Ивановна окончила к этому времени факультет иностранных языков Рязанского государственного педагогического института, а Виктор Аркадьевич после окончания Михайловского педагогического училища стал учителем физвоспитания. Произошло это в 1956 году. Тогда же, встретившись в Пронской школе, и понравились друг другу. Он – крепкий, подвижный, чернобровый. Она – задумчивая, нежная, с уложенной по тогдашней моде косой. Внешне они были разными, а характерами походили.
Жили, снимая комнаты. Впервые встретились вне школьных стен под кроной белой акации... После полутора лет тайной эпопеи Виктор Ананьев сделал Валентине предложение, которое она приняла и вот уже 53 года не жалеет о том решении. За эти долгие годы они вырастили двух сыновей, дождались внука, отметили золотую свадьбу и рождение правнучки. Старший сын Юрий, как и его супруга Александра, пошли преподавательской тропой старших Ананьевых. Да и внук не отстал – тоже окончил педагогический, теперь ставший университетом имени С. А. Есенина. Так что учительская династия налицо. Но, вспоминая жизнь, думал ли когда-нибудь Виктор Аркадьевич, что она сложится именно так?! Родившись 22 июня 1931 года, в голодное время начала коллективизации, он будто с малолетства привык к лишениям. Только к началу сороковых годов жизнь более или менее наладилась, а тут новое испытание: война. Он не любит вспоминать о своём дне рождения – слишком горькие воспоминания связаны с этой датой.
Окончив начальную школу в деревне Студенец, Виктор учился в Ижеславльской средней школе. После окончания седьмого класса работал прицепщиком, косил сено, доставлял зерно на железнодорожную станцию. Однажды уехал в Москву, пытался поступить в ремесленное училище, но при нем не имелось общежития. Вернулся домой. В это время в райцентре открылось педагогическое училище. Виктор отправился в Михайлов, легко поступил в училище и обучался, с перерывом на трёхгодичную армейскую службу, до 1956 года.
Предаваясь воспоминаниям, Аркадьевич, как теперь зовут его в Пронске, иногда хочет скинуть хотя бы десяток-другой лет, взять и как когда-то сыграть в праздник страдания. С гармонью он не расстаётся с юности, с тех пор, когда после войны самостоятельно выучился игре и «рассекал» вплоть до недавнего времени. Он и теперь нет-нет да приладит на плече ремень и поиграет для своих. Но как ни привлекательна гармонь, но она только для часов досуга. Ну и по праздникам. А так работа, работа и работа.
В конце шестидесятых с Аркадьевичем случилась беда. При исполнении упражнения на перекладине он неудачно упал на спину... Тогда, сгоряча, не почувствовал боли, но без последствий падение не обошлось. Со временем остеохондроз позвоночника прогрессировал, и тогда Ананьев поступил на заочное отделение института. Успешно окончил его и получил квалификацию учителя истории. Часов истории в школе не нашлось, поэтому продолжал вести физвоспитание. Но вскоре был вынужден расстаться со школой, перевестись на должность директора районного Дома пионеров и школьников, хотя эта работа не очень-то устраивала... Потом четыре года отдал должности заведующего сберкассой, но финансы и вовсе показались скучнейшим делом.
Начал работать в коррекционной школе-интернате воспитателем. Теперь его ученики были особенными. Их не приструнишь, как расшалившихся озорников в обычной школе. Да и повышать голос не хотелось. Приятнее видеть, с какой готовностью они откликаются на доброе слово, ласку. Виктор Аркадьевич со своими сыновьями так не возился, как с ними. Придумывал подвижные игры, соревнования между отрядами, устраивал экскурсии по окрестностям. О тех походах он не раз грустно вспоминал: «Земли вокруг интерната много, и почему-то никто не догадался выделить для детей гектар-другой земли для разведения ими сада, приобщения к труду. А то на улице лето, всюду созрела чёрная смородина, вишни, а мои ребятки на сухофруктах сидят! Был бы сад, они вполне обеспечили бы себя свежими фруктами и овощами!»
Как ни интересна работа воспитателя, но пришлось уйти на пенсию по инвалидности. Тяжело мириться с действительностью, но Аркадьевич духом не упал. По-прежнему выполнял и выполняет посильную домашнюю работу. Немного отвлекается, когда вспоминает молодость. Особенно радуется приезду из Рязани старшего сына, просит его отвезти на Покровку. Юрий охотно исполняет просьбу, потому что и сам не прочь побывать на знаменитом холме, где когда-то стояла крепость. Виктор Аркадьевич долго любуется открывающимся простором, а еще больше старинным зданием интерната, где, кажется, совсем недавно работал, по именам вспоминает тогдашних воспитанников. Когда же бывает на Покровке с Валентиной Ивановной, то на обратном пути просит сына остановиться у белой акации, растущей на месте той прежней, под которой были первые встречи с Валентиной. Особенно приятно бывает, если акация цветёт, благоухает волнующим ароматом, возвращающим в молодость... Когда же бывает без Валентины Ивановны, то просит сына сорвать для неё пахучую кисточку. Разве можно не выполнить просьбу отца?! Да и любой прончанин, доведись, ничего не пожалеет для своих учителей.
Вот и я, их ученик, хочу поблагодарить и Виктора Аркадьевича, и Валентину Ивановну, а юбиляра поздравить со славной датой!
Владимир Пронский, член Союза писателей России