Чем живёт сегодня святилище искусств, как чувствует себя на пороге юбилея, как готовится к нему? Об этом рассказывает директор музея Марина Котова. Она возглавила РХМ полтора года назад, а до этого много лет работала здесь же главным хранителем.
Пора перемен
Прошлый год стал для музея переломным. Произошли кадровые перестановки, и многим сотрудникам пришлось выполнять новые функции. На первый план вышли взаимопомощь, коллективная работа. И по итогам года по всем показателям был небольшой прирост. Несмотря на погодные аномалии, музей принял 48 тысяч посетителей при плане 45 тысяч. В этом году план – 50 тысяч посетителей. Но есть к чему стремиться: когда-то посещаемость была 70 тысяч, в основном за счёт туристов, которых сейчас меньше.
Сотрудничество
Мы стали вести политику открытости, сотрудничать с разными организациями, участвовать в различных проектах. Впервые сделали совместный проект с филармонией «Музейный полдень» – ежемесячные концерты в залах музея. Билеты расходятся задолго до концерта. Выпускаем специальные программки «Музыка в музее» (у нас есть и другие концерты).
С Союзом художников России мы раньше сотрудничали только в выставочных проектах. А в прошлом году на базе нашего филиала в Солотче, дома-музея И.П. Пожалостина, впервые совместно с Рязанской организацией СХР провели международный пленэр «Мещёрские дали». Там же, в Солотче, жили и студенты-реставраторы из института имени Сурикова. Они практиковались на произведениях из наших фондов, сделали первичную реставрацию порядка пятнадцати икон.
Мы теснейшим образом сотрудничаем с художественным училищем, с художественными и общеобразовательными школами. Ввели новую форму работы: день музея для одной школы. Она оказалась очень действенной. Работаем по программе «Музейная педагогика», разработали ежемесячные буклеты «Выставки в музее».
Концепция развития
Её подготовил Московский институт имени академика Д. Лихачева: со стороны ситуация виднее. Это теоретическая основа развития музея. Во-первых, надо развивать материально-техническую базу. Коллекция очень высокого уровня, и нужны новые фондохранилища, модернизация оборудования, ремонт здания.
Была проанализирована целесообразность существования ряда отделов. Десять лет детскую картинную галерею пытались сделать детским музеем – увы, не вышло. Доля детских выставок была гораздо меньше, чем выставок фотоискусства и случайных. Галерея вела, скорее, образовательную деятельность. Было решено перепрофилировать её, подчинив художественному училищу. Но мы не отказываемся от работы с детьми, недавно провели детскую выставку в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская».
Необходимо создавать маркетинговую службу для «продвижения» музейного продукта, а для этого нужны маркетологи. В этом году заработает интернет-сайт. Мы стали делать много рекламных буклетов, на свои заработанные средства. Надо выпускать и сувенирную продукцию.
Кадры
По сравнению с другими музеями у нас не такая плохая ситуация: достаточно сотрудников с профильным образованием. В прошлом году в музей пришли две выпускницы художественного училища, которые поступили в Академию художеств на заочное отделение факультета истории искусств. Больше десяти лет у нас не было молодых сотрудников, которые обучались бы искусствоведению. Но нельзя сказать, что у нас всё безоблачно с кадрами. Нам нужны экскурсоводы, есть вакансии в отделе хранения. Проблема в низких зар-платах, молодёжь ищет, где можно больше заработать.
Выставки
Примерные планы выставочной работы формируются на два года вперёд. Один-два раза в год проходят выставки из фондов музея (тематические или новых поступлений), ведь в постоянной экспозиции показана лишь малая часть коллекции. Одна-две выставки – из собраний других музеев, в основном – обменные. Мы тесно сотрудничаем с музеями регионов Центрального федерального округа и со столичными Историческим музеем, Третьяковкой, Музеем истории Москвы.
Для художников провести выставку в музее престижно. Как правило, мы рассматриваем заявления от них за два года. Отмечу, что в прошлом году все выставки рязанских художников сопровождались изданием каталогов. Выпускаются они на средства художников, но готовит издание музей. Наличие каталога это плюс и музею (мы ведем научную работу по каталогизации), и автору, и посетителям, у которых будет документ на память.
Большим успехом пользуется такая форма работы, как встречи с художниками во время их выставок. А после окончания работы выставок, как правило, проводятся закупки. Средства на пополнение коллекции выделяются из областного бюджета.
Подчеркну, что активная работа идёт не только в основном здании, но и в филиалах. Практически ежемесячно новые выставки открываются в доме-музее Пожалостина. Мы активизировали выставочную деятельность в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская», чтобы привлечь больше посетителей. Стали проводить коммерческие выставки в здании научной библиотеки (ул. Свободы, 55), это даёт дополнительный доход.
Ремонт и строительство
Перед юбилеем основное здание отремонтируют. Закрываться музей не будет, работы пройдут поэтапно. Сначала отремонтируем первый этаж, затем второй. Намечена и реэкспозиция. Уже скоро будет заменено светотехническое оборудование. Фасад отремонтируем в 2012 году, а благоустройством территории займёмся в год юбилея – 2013-м. Это финансируется по долгосрочной целевой программе «Культура Рязанской области». Проблемой строительства фондохранилища озадачилось федеральное министерство. Надеемся, что работы будут вестись на федеральные средства. На следующий год планируем заказать проект здания, которое должно появиться во дворе музея, на месте хозяйственного корпуса (он в аварийном состоянии).
Имена
В следующем году будут отмечаться две юбилейные даты: 175 лет со дня рождения рязанского гравера Ивана Пожалостина, имя которого носит наш музей, и 150 лет со дня рождения нашего земляка живописца Абрама Архипова. Мы готовим полное издание воспоминаний Ивана Петровича Пожалостина (пока издана только первая часть, вторая – в архивах, в рукописях). Подали заявку на Президентский грант, надеемся, что она будет удовлетворена. В этом году планируем провести выставку работ Ивана Петровича в Кировском музее. А крупную выставку Абрама Архипова на основе коллекций региональных музеев планируем провести уже в конце этого года.