22:30 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1750

Жизнь для шампуня

Часто по утрам, когда я иду на работу, наш подъезд посещает разносчик рекламной продукции, который рассовывает по почтовым ящикам, давно отвыкшим от писем и газет, листы и листочки, буклеты и книжечки. Рекламируются, как правило, товары местного производства, натяжные потолки, оконные рамы, а также отлов тараканов и вывод из запоя. Не знаю, насколько нужно все это моим соседям, но к вечеру содержимое почтовых ящиков оказывается на полу, и кому-то обязательно надлежит все сгрести и отправить на помойку.

Вечером нас ожидает наиболее массовая рекламная атака – телевизионная. Есть сильные и гордые люди, которые, как они говорят, телепередачи не смотрят. Другие, несравнимо большие числом, потребляют этот опиум для народа и получают сполна. Особенно ближе к полуночи, когда вот-вот закончится очередная серия телевизионного детектива и подсевшие на него уже почти знают, кто убил… Но надо обязательно дождаться последней сериальной минуты, потому что может оказаться: убил совсем не тот. В этот трепетный момент телевизионщики издеваются над зрителями со всем знанием дела – выдают порциями: минуту зрелища и минут пять рекламы. Люди плюются, но «вкушают».

Существенное влияние на повышение потребительского спроса это вряд ли оказывает, хотя, конечно, оно есть. Но население у нас в основном небогатое, люди покупают, главным образом, то, что необходимо, давно проверено и надежно, а рекламщики (это опять же мнение большинства) чаще всего врут. Спрашивается, для чего же тогда ее (рекламы) так много? Ответ, прежде всего, напрашивается такой: для денег. Ну а дальше – следуя логике времени.

Вспоминаю последнюю свою поездку в Москву, тогда еще «лужковскую». Впечатление от ее дорог-улиц просто отвратительное. Все забито машинами и рекламой. Реклама – наглая, разнузданная, какая-то торгово-порнографическая. Ясно, что за ее присутствие на улицах столицы денег в государственную казну должно было поступить немало. Куда пошли эти деньги, не моего ума дело. Но когда за окнами нашего автобуса два или три раза мелькнули скромнейшие щиты с цитатами русских классиков о русском языке и пояснением, что сей просветительский «подвиг» осуществлен за счет средств правительства Москвы, нельзя было не подумать с насмешкой: «Ну и «раскошелились!»

Государственные телеканалы, которые смотрит подавляющее большинство жителей страны, тоже вроде бы должны просвещать, воспитывать граждан в высоком духе. Но, как пояснялось народу неоднократно, у государства для этой цели не хватает средств. Поэтому телевидение, вынужденное само кормиться, зарабатывает рекламой.

А пока телевидение «кормится», мы с его помощью «окормляемся» многими жизненными премудростями. Например, при рекламе сосисок: «Счастье есть!» (в смысле – все счастье в жратве); «Как просто жить лучше!» (купил пылесос – чего же тебе еще надо?)… И верх маркетинговой пошлости при рекламе какого-нибудь шампуня: «Вы этого достойны!» Вот мы и приехали. Впрочем, нет, еще только едем… К нему – обществу потребления и потребителей. Как на Западе.

А на Западе любят нашего Чехова. И хотя порой делают из его пьес черт те что, но ведь ищут, ищут какой-то пока непостигнутый смысл в его произведениях. Например, в чеховских «Трех сестрах», где главные героини хотят не просто жить, а еще и знать – для чего? Мучаются этим вопросом и мечтают: «Если бы знать, если бы знать!»

Неужели мы узнали? И можно ли себя уважать, будучи достойным… шампуня?

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 126 (3929) от 13 июля 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Закон – против
продажи горячительных напитков детям
Инженер начинается с «политеха»
Восемьдесят выпускников разных форм обучения Рязанского института (филиала) МГОУ успешно защитили дипломы по специальности «Технология машиностроения».
Валентина Севостьянова
Читайте в этом номере: