В других профессиональных областях ситуация не лучше. Вахтовым методом работают в столице врачи и фельдшеры «скорой помощи», педагоги, строители… Близость к столице для регионов превратилась из блага в головную боль, а «краснокаменная» все больше наделяется чертами метрополии, живущей за счет колоний. Приезжие выполняют самую утомительную работу, а столичные жители сдают им квартиры. Большой и ленивый класс рантье со столичной пропиской появился за это время. «Если работать вахтовым методом, то через пять лет можно попрощаться со своим здоровьем, зато решить жилищную проблему в Рязани», – сказал мне знакомый врач, обдумывающий свои карьерные перспективы. Многие его коллеги уже сделали выбор в пользу зарплаты.
Всегда это казалось мне несправедливым: почему за одну и ту же работу и квалификацию в Рязани, Тамбове, Ярославле платят 15 тыс. рублей, а в Москве 45 тыс. и более? Тот, кто имел возможность получить хоть раз такие деньги, навсегда потерян для родного региона. Сорок процентов внутренней миграции приходится на Москву, и столица такому явлению, понятное дело, не рада – не выдерживает инфраструктура, обостряется конкуренция за рабочие места. Неравномерность развития территорий достигла такой степени, что стала раздражающим политическим фактором. Москва не Ватикан и не может считаться государством в государстве. Почему же тогда там все другое?
Известно почему. Какое-нибудь предприятие работает в Тамбове, а зарегистрировано в Москве, ей-то и достаются налоги. Житель Ярославской области прописан в какой-нибудь деревеньке Выселки, а калымить ездит в Москву, его подоходный налог идет на благо столицы. Получается, что финансовый поток движется в строго определенном направлении. Где налоги, там и зарплата.
Вспоминается в связи с этим феномен Чукотки и ее бывшего губернатора Абрамовича. Как же полюбили российского олигарха жители далекой и заброшенной северной территории! Нет, не купил он эту любовь, а вызвал ее к себе очень разумным решением, наверняка кем-то подсказанным. Абрамович зарегистрировал на Чукотке три дочерних предприятия «Сибнефти», которые на 80% наполнили бюджет автономного округа. Сразу появилась возможность начать строительство жилья, поднять средний уровень зарплат и даже раздать бесплатно жителям летние туристические путевки на юг.
По здравой логике, жить должно быть хорошо там, где много работают и создают производства. У нас может быть наоборот: в муниципальных бюджетах от всех налогов остается «детям на орехи».
Когда проводили реформу местного самоуправления, планировали наделить муниципальные образования доходными источниками. В конце концов, их оказалось так мало, а расходных обязательств так много, что считать это самоуправлением можно лишь с большой натяжкой. Житель ярославской или рязанской глубинки возвращается с заработков в свое село и хочет там видеть исправный водопровод, качели для детей, работающий фонарь на столбе, покрашенную ограду погоста. Но на какие деньги заниматься благоустройством, если тот же налог от заработка проходит мимо муниципалитета? Вместе с тем давно звучат предложения от органов МСУ увеличить количество налогов, передаваемых на местный уровень, – оставлять в бюджетах хотя бы 20% по налогу на прибыль, 50% по налогу на доходы физических лиц, платить НДФЛ по месту проживания. Тогда у местных властей появится больше заинтересованности в создании производств, увеличении заработных плат. И есть такое предчувствие, что пока мы не внесем изменения в налоговое и бюджетное законодательство, провинция не утолит кадровый голод и останется провинцией не только географически, но и по сути.