Её на любом вернисаже видишь издалека; на ней яркие – жёлтые, оранжевые, салатовые – одежды необычной фактуры.
Лена Гонтаренко (так она сама себя называет – Лена) – стильная, красивая женщина, яркая личность и замечательный художник. На выставках неизменно привлекают внимание и ее живописные работы, и гобелены. Гобелен – искусство трудоемкое и сложное технически. А Лена создает такие произведения, будто это мелодия, сыгранная на одном дыхании, секундная импровизация.
«Звуки джаза» – этот гобелен сродни абстрактной живописи. Прекрасный по колориту, в нём будто выражена вся суть джаза, отношение к жизни. Есть у неё работы минорные, например «Когда смолкают птицы». Но большинство полны цвета, энергии. Да и названия работ говорят сами за себя: «Мужские чувства», «Женское смятение», «Воплощение энергии», «Две стихии» и просто – «Вау!». Налицо парадокс – в технике, требующей многомесячной работы, терпения, усидчивости, художник выражает свежесть эмоций. Сложносочинённые композиции, сочетание множества ритмов, ярких пятен – всё говорит о высоком профессионализме.
Лена Гонтаренко – выпускница Московского полиграфического института, член Союза художников России, участница международных, всероссийских выставок, была на пленэре в Германии. Этой весной в жизни художницы произошло важное событие – в филиале областного художественного музея, Доме-музее И.П. Пожалостина в Солотче, состоялась её первая персональная выставка. Называлась – «Солнечный ветер».
Лена и сама – человек солнечный. Реализовалась не только в творчестве, но и в семье. Её муж, Олег Потапов, – известный художник. «Моя гордость – два сына, – говорит Лена. – Когда в семье все художники, все люди творческие, очень сложно, чтобы каждый был счастлив – и счастливы были все вместе. Я стараюсь быть и мамой хорошей, и женой, и в то же время художником. Спасибо мужу, который даёт возможность заниматься творчеством, а не думать о хлебе насущном. Я могу себе позволить спокойно ткать гобелены, писать живопись. Задумок очень много, и этот процесс бесконечен»…
Как же рождается работа, как реализуется замысел? Слово – самой художнице.
– Процесс создания гобелена – очень долгий. Самый захватывающий момент – это рождение мысли, идеи. Даже не эскиза, а просто – предчувствия гобелена… Это и есть начало творчества.
Потом начинается трудоёмкий процесс. На один гобелен уходит в среднем полгода, начиная от разработки эскиза, подбора ниток до окончательного воплощения. Нитки, в основном, крашу сама, природными красителями. Стараюсь использовать все многообразие оттенков цвета. Я очень внимательно отношусь к подбору материала: работа не терпит суеты и спешки. В классическом гобелене всё – четкие формы, цвет – «закреплено» в картоне (предварительный рисунок в размер работы. – Е.К.) и художник пытается досконально повторить его. Я же отталкиваюсь от эскиза и в работе с нитками, с фактурой иду дальше, развиваю композицию уже только на чувствах.
В живописи можно что-то поправить, переписать – в гобелене нельзя, тем более что я принципиально не пользуюсь какими-то вышивками, коллажами, наклейками. Живописцы пишут сразу по всей поверхности холста – тут это невозможно. Работа начинается от края – и ткётся постепенно. Результат предсказать невозможно.
Но эти технические сложности меня в творчестве не останавливают. Обычно ошибки замечаешь уже потом, когда приносишь на выставку. На большой стене, сравнивая с другими работами, многое начинаешь видеть по-другому. Эти нюансы я учитываю уже в новых работах.
…Я могу ткать только с хорошим настроением. Когда оно плохое, даже не подхожу к работе: это будет зря потраченное время, нервы, нитки… Придётся все распускать, а это большая головная боль. Работы должны излучать положительные эмоции, наталкивать зрителя на размышления, что невозможно без творческого порыва.