В последние «неурожайные» на выпускников школ годы директора профессиональных училищ и колледжей особенно нервничают по поводу набора. При том еще, что многие молодые люди видят себя только студентами вузов, можно даже подумать, что начальное и среднее профессиональное образование уже и некому получать.
Но нет. Например, число заявлений, поданных в автотранспортный техникум имени С.А. Живаго, давно уже превысило плановую цифру, а претенденты на зачисление все идут и идут. И не только рязанцы. Из Подмосковья было трое ребят, а один мальчик прибыл даже из Нижнего Тагила. У него в Рязани живет дедушка, он-то техникум и порекомендовал.
Добрая слава, закрепившаяся за этим старейшим в нашем городе учебным заведением, успешно сочетающим ныне подготовку рабочих и техников, да еще перечень нужных сегодня везде профессий (в первую очередь, автомеханики НПО и техники-автомеханики СПО) – все это, по словам директора Сергея Максимовича Антюфеева, и привлекает ребят, несмотря на такие очевидные «минусы» как отсутствие общежития и столовой.
Сам техникум, хоть и находится в старых стенах, внутри по-современному обустроен, имеет хорошую материально-техническую базу для учебы и отдыха – и это сделано не только на бюджетные, но и на свои кровные, заработанные деньги. Здесь работают творческие педагоги. Например, преподаватель английского О.Л. Черторицкая учит языку на материалах профессиональной лексики.
Но при всех своих явно перевешивающих «плюсах» техникум пока не набрал ни одной группы дефицитных сейчас специалистов по металлообработке, коими когда-то славилось это учебное заведение, будучи профтехучилищем №1 и имея надежных шефов в лице заводов «Рязсельмаш» и станкостроительного.
Рязанский техникум легкой промышленности и сферы обслуживания можно, наверное, назвать «альма матер» большинства рязанских парикмахеров, и проблем с набором их на эту специальность и сейчас нет. В глазах выпускниц школ парикмахер – это современная и денежная профессия. Трудности всегда присутствуют, когда комплектуются группы швей.
Техникум пищевой промышленности, общественного питания и сервиса объединили недавно с рязанскими профессиональными училищами №5 и №6, из которых первое названное учебное заведение готовило строительные специальности, а второе, было время, выпускало даже механизаторов. Сейчас здесь объявлен набор по большому числу разнопрофильных специальностей, и идет он весьма неплохо, что касается пищевого и сервисного направлений. А вот учиться на строителей или сварщиков хотят значительно меньше.
А Рязанское профессиональное училище №10 только и набирает тех, кого по-старому можно уважительно назвать «рабочей косточкой». И потому дела здесь, увы, неважные: к середине июля еще не добрались и до 50 процентов планируемого набора.
Вывод из всех приведенных здесь фактов таков: рабочие специальности, которые, как хлеб, необходимы сегодня нашей промышленности, как раз меньше всего привлекают выпускников школ. Вывод далеко не нов, и есть разные предположения, почему так случилось. Одно из них, самое «глубинное», говорит о некоем повороте в нашем менталитете. В обществе круто изменилась система ценностей, и, выражаясь современным языком, исчез «пиар» «простого», но благородного труда. Причем убрали его и оттуда, где должны закладываться самые необходимые основы человеческой личности – из школы. Руководители профессиональных училищ и техникумов с удивлением обнаруживают, что во многих школах сведены на нет уроки труда, на которых раньше мальчики «пилили-строгали», а девочки шили. Теперь вместо этого информатика и «технологии». Учащиеся мало не только занимаются трудом, но и слышат о нем: те же директора говорят, что руководство школ не очень жалует их беседы по профориентации. «Понятное дело, – комментируют с обидой, – ведь эффективность учительской работы оценивается теперь баллами ЕГЭ и количеством выпускников, поступивших в вуз».
Как не вспомнить тут, что когда-то труд педагогического коллектива измеряли по другой, «обратной», шкале, и в райкомах партии с директоров школ «снимали стружку» за то, что «слишком много» выпускников устремились за дипломом о высшем образовании.
Кто знает, не вернемся ли мы к повторению «линии партии» вновь в ситуации, когда людей на заводах станет еще меньше? Ведь уже сейчас, как говорилось на одном из недавних «круглых столов», некоторые рязанские предприятия по очереди переманивают к себе за высокую зарплату кучку одних и тех же рабочих и специалистов.
Но никакая, даже самая болезненная «стружка» проблемы не решит, если государство не проявит свою четкую позицию в деле возрождения национальной промышленности и подготовки кадров для нее.
– Мы могли бы набрать и станочников, – говорит С.М. Антюфеев, – но для этого и техникум, и подростки должны видеть перспективу: где их примут после учебы, сколько они будут получать. Как это есть у тех же автомехаников, которые знают: они нужны везде.
К сожалению, производственную отрасль продолжает лихорадить, ее перспективы пока четко не видны. Поэтому по-прежнему, как уже многие годы, никак не формируется социальный заказ на подготовку рабочих и специалистов – ни в нашей области, ни в целом по стране.
О том, как бесперспективность «убивает» профессию, интерес к ней, говорила мне директор техникума легкой промышленности и сферы обслуживания Елена Валентиновна Соснина. Ведь, казалось бы, швейное дело во все времена было для женщины верным «куском хлеба». А теперь? Городской центр занятости попросил техникум подготовить за его счет группу из 50 швей. Пожалуйста! Но к моменту начала занятий группы из безработных женщин, желающих научиться швейному делу, так и не набралось. Мы не хотим шить! Зачем? Ведь есть китайский ширпотреб…
К счастью, сейчас положение меняется. В той же Рязани открылось немало современных швейных предприятий, с которыми техникум, конечно же, сотрудничает: например, фирма «Пять звезд». Девушки, проходя здесь практику, могут сами убедиться: быть портнихой – интересно и престижно, а когда усовершенствуешь профессиональные навыки, еще и «денежно».
Так что не будем лишний раз упрекать молодежь в том, что она не хочет трудиться. Было бы где. Правда, желание быть юристом, экономистом, госчиновником на сегодняшний день по-прежнему преобладает в юношеских мечтах. Но для многих – это как журавль в небе. А для жизни хороша и «синица» – то бишь простая и надежная профессия. В этом молодым людям помогут профессиональные начальные и средние учебные заведения. Лишь бы самим им помогли. Только вот кто в первую очередь это должен сделать – государство или бизнес-сообщество – наши законодатели еще не решили.