Изучали анатомию и экстерьер самых разных пород с помощью сотрудников Всероссийского научно-исследовательского института коневодства, которые про читали им специальный курс лекций. А усвоенные знания плюс личные впечатления от всего увиденного, услышанного и прочувствованного каждый день выдавали в собственных черновиках, набросках и готовых произведениях. Итогом практики стала выставка студенческих работ. Почти 150 произведений насчитали мы в фойе института коневодства.
Одно из самых важных в искусстве животных, лошадь, многие студенты «вживую» увидели только здесь, в институте, а потому художественные и творческие открытия были им обеспечены. «Изюминки» в работах отмечает, как и должно, руководитель практики, скульптор Янина Анцулевич: «Студенты за время практики «выросли», и пусть не во всех работах досконально соблюдены пропорции и правила, в каждой из представленных на выставке работ определяется профессиональный подход и усвоенные здесь знания».
Для Вадима Кошкина, первокурсника РАХ, самым трудным оказалось передать движения лошади: они почти неуловимы. «Здесь, в институте, я почувствовал себя внутренне свободным. Может быть, это от времени, в которое я тут оказался, и от пространства, оно совершенно особенное, – говорит Вадим. – В нем повсюду – лошади. Я понял, что изображать их нужно как чувство. Оно в лошади – главное начало, тогда как в человеке главное – воля…» Лучшую из своих работ Вадим отказался определить, заметив только, что лучшее получается «как бы случайно, вроде само собой». Он показал свою работу, на которой изобразил в разных положениях лошадь, на мой взгляд, обычную. «Эту лошадь мне хотелось рисовать все время. Ведь она так похожа на единорога, особенно издали», – пояснил Вадим.
Вполне профессиональный интерес к работам студентов и оценку их трудов высказывали, что понятно, ученые, сотрудники института. Разумеется, для «конников», в первую очередь была важна правильность изображения лошади той или иной породы, схожесть ее с оригиналом. Но главным пожеланием было:
– Любите и рисуйте лошадей! – так напутствовала молодых художников Нинель Дорофеева, кандидат сельскохозяйственных наук, куратор работы по тракененской породе лошадей.
В следующем году этой породе, основанной в Восточной Пруссии, исполнится 280 (!) лет. Фотографию одного из лучших жеребцов тракененской породы – Фореста – Нинель Дорофеева вручила на память руководителю студенческой практики. Сувениры на память будущим скульпторам вручил заместитель директора института коневодства по науке Александр Зайцев.
Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства и Российскую академию художеств связывают добрые отношения уже несколько лет.
Главное – будет продолжение, и ровно через год студенты вновь приедут сюда на практику, чтобы решить сверхзадачу: понять, как же все-таки устроена лошадь?