Инициировал это беспрецедентное мероприятие принятый в апреле Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», получивший народное название «О такси». Нововведения, регулирующие деятельность таксокомпаний, вступают в силу уже 1 сентября и «грозят» сокращением числа участников рынка пассажирских перевозок, а также удорожанием стоимости проезда.
Таксисты со всей России, объединенные межрегиональным профсоюзом таксистов на площадке Общероссийского народного фронта, пользуясь случаем, пытались донести до государственных лиц свое видение последствий нового закона. Напомним, что первые акции протеста под названием «Похороны такси» прошли в ряде российских городов (Москве, Краснодаре, Иркутске и др.) еще в начале июня. Возмущение таксистов, прежде всего, вызвала необходимость получения в региональном уполномоченном органе разрешения на перевозку пассажиров и багажа (сегодня «таксовать» может любой индивидуальный предприниматель и даже частное лицо). При этом разрешение будет действовать только на территории той области, в которой оно выдано. Чтобы иметь возможность уехать на такси в соседний регион, местные власти должны заключить межрегиональное соглашение, позволяющее таксистам осуществлять перевозки на территориях других областей. Не менее трагично таксисы восприняли известие о том, что компании, желающие осуществлять пассажирские перевозки, должны располагать собственными (или находящимися в лизинге), а не арендованными машинами.
В данном случае негодование представителей отечественного таксопарка понятно – перечисленные меры действительно способны нанести ощутимый удар по этому виду малого бизнеса. Например, в Рязани в настоящее время действуют около 30 таксокомпаний, автомобили которых, как правило, арендованы. Кроме того, налог на имущество для юридических и физических лиц существенно разнится, и перевод машин в собственность приведет к увеличению размера налоговых выплат.
Между тем, требования закона привести таксоуслуги к единообразию, вполне обоснованны. Предполагается, что все машины такси должны быть одного цвета. Правда, каждому региону предоставлено право выбрать свой. На машинах такси в обязательном порядке должен быть установлен опознавательный фонарь, нанесена графическая символика в виде черных «шашечек», а в салоне обязательно наличие таксометра, согласно показаниям которого пассажир будет производить оплату оказанной услуги. В целях повышения безопасности автомобиль такси должен дважды в год проходить техосмотр, а его водитель – ежедневное освидетельствование у врача. За несоблюдение этих правил перевозчики будут караться штрафными санкциями, размер которых в отдельных случаях может достигать нескольких сот тысяч рублей.
Но более всего таксистов тревожит неопределенность. Механизм применения требований закона не создан ни в одном регионе, нет понимания, в какую сумму обойдется переход на новые правила игры. Диалог таксистов и власти продолжается. О его результатах можно будет судить уже менее чем через месяц.
Точка зрения
Алексей Кобзев, генеральный директор автотранспортного предприятия «Фокс»:
– Наша компания выступает за новый закон. Рынок таксоперевозок давно нуждался в регулировании. В июне представителей рязанских таксокомпаний приглашали в областное министерство транспорта, где все могли высказать свое мнение, внести предложение по существу. Конечно, единодушия по поводу нового закона среди рязанских перевозчиков не было. Но и обсуждать его, на мой взгляд, пока рано. Ведь регулирование этой деятельности отдано региональным властям, которые должны решить часть вопросов в рамках конкретной области. Пока механизм реализации закона не создан, поэтому трудно сказать, чем он обернется.
Сергей Крючков, руководитель регионального отделения компании «Такси Максим»:
– Пока мы находимся в подвешенном состоянии – никакой ясности по новому закону нет. С 15 июля должна была появиться конкретика, а именно: кто в Рязанской области будет выдавать разрешения на перевозки пассажиров, в какие сроки будет осуществлен переход на новые правила, но до сих пор у нас нет никакой информации. Настораживает территориальное ограничение деятельности. Мы часто возим пассажиров в соседние области. Сегодня не понятно, кто должен заключать межобластные соглашения – таксокомпании или органы исполнительной власти? Если говорить о том, чего ждать пассажирам после 1 сентября, то, вероятнее всего, подорожания проезда. Установка таксометров, переоформление документов потребуют дополнительных затрат, а для многих участников рынка – и пересмотра тарифной политики. Мы и сегодня рассчитываем стоимость поездки по километражу, но в других компаниях в основе тарифов лежит зонирование города. Также далеко не все располагают собственными машинами – аренда транспорта позволяет существенно расширить автопарк, сделать услугу более оперативной и доступной. Иметь в собственности достаточное количество автомобилей под силу лишь крупному бизнесу. Если все новшества будут введены единовременно, то не исключено, что в Рязани будет острый дефицит такси.
Елена Королева, руководитель компании «Такси Калина»:
– Опознавательные фонари на крышах и графическое изображение на кузове машины у большинства рязанских перевозчиков уже есть, да и их установка не влечет больших затрат. А вот необходимость ежедневного освидетельствования водителей у врача, которую вводит новый закон, равно как и установка таксометров, потребуют значительных средств. С другой стороны, таксометры выгодны перевозчику. Этот прибор имеет несколько режимов и позволяет зафиксировать стоимость простоя в тех же пробках. Но все эти меры однозначно приведут к удорожанию услуг.