Царица оперной сцены, в течение многих лет украшавшая Большой
театр. Редчайшей красоты голос – меццо-сопрано. Ей рукоплескал
весь мир. Она пела в самых прославленных театрах Европы
(и в Ла Скала!), в Америке, в Японии… Но в этом безудержном,
блистательном круговороте стран и континентов не затерялась для неё маленькая точечка на глобусе – Рязань. И не только потому, что дала
она здесь несколько концертов и, как настоящая артистка, помнила
абсолютно все свои выступления. Рязань для неё – особый случай.
На стыке 40-50-х годов выпускница Московского архитектурного института Ирина Архипова работала в солидной проектной организации и одновременно училась на вечернем отделении Московской консерватории. Она равно любила и архитектуру, и пение. Что же выбрать?
Однажды, опаздывая на занятия по вокалу, столкнулась с заведующим кафед-рой сольного пения, профессором. "Ну, так что? – строго спросил профессор. – Будем строить или петь? Оставить пение было бы для вас непростительной ошибкой. Большому кораблю – большое плавание. Так строить или петь?"
И она сказала: "Петь".
Профессора звали Николай Николаевич Озеров. Замечательный педагог, народный артист РСФСР, был солистом Большого театра… И, что, думается, особенно интересно рязанским читателям, он – наш земляк. Так Рязань поставила точку в выборе великой Архиповой своего творческого, жизненного пути. Об этом она сама рассказывала автору этой публикации.
Было это в начале 80-х, когда она – народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда Ирина Константиновна Архипова – приехала в Рязань и пела в Концертном зале имени С. Есенина. Как всегда, это был "звёздный час" не только певицы (у неё каждое выступление – "звёздное"), но ещё и зрителей. Потому что каждый, кто, как и я, был на этом концерте, мог сказать: "Я видел и слушал Ирину Архипову!" И все бы ему завидовали. Как завидовали в своё время тем, кто слушал Шаляпина, видел Станиславского…
После концерта Ирина Константиновна согласилась встретиться с рязанской журналисткой, то есть со мной, но на полчаса – не более. В гостиницу я пришла со своим старым другом, который уговорил-таки взять его с собой, поскольку был почитателем таланта Архиповой.
Наши договорённости с певицей о "получасе" растянулись на пять часов – с одиннадцати до четырёх утра. Понятно, что я и мой спутник счастливы были каждой минутой беседы. Но, наверное, и Ирина Константиновна увлеклась разговором. Например, таким его ракурсом, как "сцена Большого и рязанцы". Она была рада узнать, что, кроме Озерова, братья Пироговы также рязанцы, и Анатолий Орфенов – рязанец, и Вячеслав Наумов, и Никандр Ханаев… "Надо же! Какой богатый на голоса край!" И ещё: наверное, мы старались задавать нестандартные, нешаблонные вопросы, оттого они и заинтересовали её.
Ирина Константиновна запомнила и тогдашний разговор, и нас, своих собеседников. Потому что через несколько лет, вновь приехав в Рязань с гастрольным концертом, она узнала меня и подарила свою книгу "Музы мои" с очень тёплым автографом.
В этот вечер Ирина Архипова исполняла романсы русских композиторов. Концерт был посвящён 175-летию со дня рождения Якова Полонского. Прозвучали также арии и сцены из спектаклей, ставших вехами в творческой судьбе Архиповой. Например, "Хабанера", "Сцена гадания" из "Кармен"… Лучшей Кармен нашего времени назвал Архипову Марио Дель Монако – непревзойдённый "героический" тенор. В 1959 году он спел Хозе на сцене Большого театра вместе с Архиповой. Этот спектакль – с ней и с ним в главных ролях – вошёл в историю мирового музыкального искусства.
Тут я позволю себе буквально минутный экскурс в артистическую молодость певицы. После консерватории она дебютировала в Свердловском оперном театре в партии Кармен. Во время репетиций кое-кто из коллег говорил: "Это не ваша партия, это не ваше…" И тогда некто Курочкин, старый суфлёр, "просуфлировал" ей: "Да не слушайте вы никого! Это будет ваша коронная партия!"
Так и случилось. Курочкин оказался прав. Может, он – тоже рязанских корней?
"Звёздным" для Архиповой был и спектакль "Трубадур", прозвучавший на Международном оперном фестивале в 1972 году
(г. Оранж, Франция). В спектакле участвовали выдающиеся певцы и великая Монсеррат Кабалье. На партию Азучены была приглашена наша Архипова. После спектакля французская пресса буквально захлебнулась от восторга: "Триумф Кабалье! Коронация Архиповой!.."
На концерте в Рязани прозвучал дуэт из "Трубадура": Азучена – Ирина Архипова, Манрико – Владислав Пьявко, приехавший вместе с Архиповой в наш город. Увидеть и услышать, так сказать, в "живом плане" Владислава Пьявко – удача. Огромное впечатление на слушателей произвела в его исполнении "Сцена смерти Отелло" из оперы Верди. Сложнейшая партия, требующая от певца выдающихся вокальных данных, безупречной исполнительской техники, мастерства драматического актёра. Всё это счастливо соединил в себе Владислав Пьявко.
…Как стремителен бег времени. Ушла из жизни блистательная певица. Невосполнимая утрата для мирового музыкального оперного искусства. Для всех, чьи пути хоть как-то соприкасались с её творческими путями. Но мудрость гласит: "В постоянном творении красоты восходит человек от земного бытия к престолу Всевышнего!" Остаётся на земле благодарная – память сердца.
В одном из домов в Рязани по улице Яхонтова живёт необыкновенный человек – Тамара Николаевна Цуканова, искренний почитатель и знаток высокого искусства. Многие годы она заведовала нотно-музыкальным отделом нашей Горьковской библиотеки. Рязанцы знают её как умного и очень деятельного пропагандиста литературы и искусства. Она создала известный в городе и области ОЛИМП (общество любителей изобразительного искусства, музыки, поэзии), в котором находили и находят тёплый приём наши таланты, через который проходили и проходят молодые дарования.
Сейчас Тамара Николаевна на пенсии, что вовсе не означает, будто бы её звезда погасла. Двери в её квартиру гостеприимно открыты для почитателей искусства. Тамара Николаевна и встретит, и покажет интересные материалы – документы, книги, фотоснимки… Всё это она подготовила для литературно-музыкального музея, столь нужного нашему городу. Хочется верить, что надежда на создание такого музея не окажется напрасной.
А сейчас в квартире у Цукановой маленький музей, и там – выставка, посвящённая памяти Ирины Константиновны Архиповой. Тамара Николаевна бывала у певицы в Москве, хорошо знакома с деятельностью Фонда И.К. Архиповой, которым в последние годы активно занимается Владислав Пьявко. Фонд поддерживает многие добрые музыкальные акции, молодые дарования.
Это очень благородная миссия. Ведь так нужно, чтобы и у молодых настал их звёздный час…