Соответствующие поправки в технический регламент «О требованиях к бензину» внесены Минэнерго и переданы на рассмотрение в Правительство РФ.
Это уже третий раз, когда Кабинету министров приходится соглашаться с допуском на внутренний рынок бензина с низким классом экологичности. Причина во всех случаях одна и та же – неготовность отечественных нефтеперерабатывающих заводов производить бензин «Евро-3» в объеме, достаточном для покрытия спроса на внутреннем рынке страны. Нефтяники в очередной раз сорвали сроки модернизации своих перерабатывающих производств, чем вызвали острое недовольство в Белом доме. А учитывая, что все это совпало с внезапно возникшим в начале лета дефицитом бензина на АЗС по всей стране и ростом цен на топливо, удивляться жесткой реакции со стороны первых лиц государства не приходится.
Так, Владимир Путин на совещании, посвященном развитию нефтяной отрасли, «обрадовал» руководство крупнейших компаний родившейся инициативой – заключить с НК договоры, предполагающие штрафы за срыв сроков реализации инвестпрограмм по модернизации НПЗ. В частности, речь даже шла о том, чтобы инвестиционные обязательства компаний гарантировались имуществом нефтеперерабатывающих заводов.
Предложения премьер-министра были оформлены в виде поручения, что означает только одно: время обсуждений и поиска консенсусов закончилось, настала пора исполнения поставленной задачи. А чтобы сомнений в необходимости решать этот вопрос в сжатые сроки ни у кого из «нефтяных королей» не осталось, Владимир Путин напомнил им, как они ранее лоббировали низкие ставки пошлин на темные нефтепродукты. Мотивируя это тем, что полученные в итоге дополнительные доходы пойдут на модернизацию производства, в частности, на углубленную переработку нефти.
При этом премьер-министр не отказал себе в удовольствии напомнить, что в 2010 году крупнейшие нефтяные компании выплатили своим акционерам дивиденды в размере 8 млрд. долларов, в то время как недофинансирование их инвестпрограмм составляло порядка $2 млрд.
Стимулировать нефтяников будут не только заключением соглашений по реализации инвестиционных программ, но и чисто рыночными регуляторами. В частности, Минэнерго предполагает повысить акцизы на низкоэкологичный бензин. Если сейчас высокооктановый «Евро-3» стоит 5,6 тысячи рублей за тонну, а «Евро-2» 5,9 тысячи, то в министерстве рассматривают возможность снижения акциза по «Евро-3» до 5 тысяч рублей, а на «Евро-2» поднять до 7 тыс. рублей. Подобная ценовая политика не оставит нефтяникам другого выхода, как раскошелиться на модернизацию своих нефтеперерабатывающих производств.
Кстати, эксперты Мин-энерго уверяют, что сегодня производимого в России бензина «Евро-3» вполне хватит для удовлетворения внутренних потребностей рынка. Но при одном условии – если НК не будут его продавать зарубежным потребителям. Однако нефтяники, пользуясь мировой конъюнктурой цен на топливо, стремятся сбывать его иностранцам, получая при этом сверхприбыли. А потребности внутреннего рынка закрывать менее качественным, но зато более дешевым бензином.
Однако нет худа без добра. Отказ от введения «Евро-3» автоматически сохраняет для российских автолюбителей Аи-92, поскольку изначально техрегламент привязывал экологический класс топлива к октановому числу. Данный подход многим казался слишком радикальным, поскольку экологичность определяется все-таки не октановым числом, а степенью переработки топлива и концентрацией в нем вредных примесей (таких как сера и железо). Эксперты не раз указывали, что Аи-92 – самый ходовой бензин в стране и исключать его вовсе было бы неверно. В свою очередь, нефтяники подтверждали готовность производить Аи-92 и Аи-95 стандарта «Евро-3».
Возможно, нынешняя отсрочка введения «Евро-3» позволит скорректировать политику и в отношении топливного ассортимента для российского рынка.
точка зрения
Владимир Путин,
Председатель Правительства РФ:
– Нефтяные компании не выполнили своих обязательств по наращиванию глубокой переработки нефти. При этом они в полной мере воспользовались льготой со стороны государства – имею в виду пониженные таможенные пошлины на нефтепродукты. Мы пойдем навстречу только тем компаниям, которые подпишут соглашения.
В случае срыва обязательств по техническому перевооружению мы оставляем за собой право применить санкции, включая изъятие необоснованно полученной прибыли.
Сергей Кудряшов,
заместитель главы Минэнерго:
– Розничные цены на заправках на 92-й бензин – как 2-го, так и 3-го класса – будут примерно одинаковыми, но компании, вынужденные платить повышенный акциз на низкокачественное топливо, будут заинтересованы в инвестициях в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Нефтяные компании в целом поддерживают данные предложения. Просто продлить сроки действия Евро-2 легко, но задача – найти экономические решения, чтобы компаниям было выгодно повышать качество переработки и облагораживать топливо.
Рустам Танкаев,
ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ:
– Вообще-то наши проблемы с бензином, которые мы сейчас наблюдаем, в значительной мере связаны с модернизацией. Потому что, помимо плановых ремонтов заводов, идут еще и программы модернизации, которые требуют остановки части мощностей. Соответственно, и объемы производства падают при этом. Если программа модернизации будет немного растянута, то, конечно, проблем с наличием топлива на внутреннем рынке будет меньше.
Андрей Колесниченко,
работник АЗС:
– Я еще не успел детально изучить вопрос, но уверен, что продавцы бензина заинтересованы, чтобы автомобильное топливо соответствовало всем параметрам качества. Другое дело, что марки бензина, которые хотят запретить для продажи, пользуются повышенным спросом. Так, может, не стоит их запрещать, а приложить определенные усилия, чтобы АИ-80 и АИ-92 соответствовали экологическим требованиям.