Заслуженный деятель искусств России. Народная артистка России. Яркая творческая личность. Долгое время она работала в художественных коллективах Рязани, а с 1994 года возглавляет один из старейших российских театров. Все эти годы Рязанский театр драмы живет полнокровной жизнью, выпуская новые спектакли, участвуя в фестивалях разного уровня, сохраняя и приумножая традиции прошлого.
В преддверии юбилея мы попросили Жанну Владимировну вспомнить о самых дорогих для нее спектаклях, рассказать о работе режиссера, поделиться взглядом на будущее театра…Р.В. – Жанна Владимировна, почему вы сделали выбор в пользу режиссерской, а не актерской профессии? Насколько они близки друг к другу?
Ж.В. – Это профессии, конечно, взаимосвязанные, однако актер и режиссер стоят, образно говоря, по разные стороны баррикад. Первый – на сцене, второй – в зрительном зале. Один отвечает только за свою роль, другой – за весь спектакль, проживая каждую из ролей. Актеры – это изумительные, неповторимые краски единого большого полотна. Каждый из них – это твой нерв, твоя кровь, частица твоего сердца. Ты не просто созерцаешь, – будучи режиссером, ты создаешь. Это для меня всегда было важно. В молодости, в самом начале творческого пути, я пробовала быть актрисой, но этого казалось мало. От меня требовалось прожить только свою роль, а мне хотелось додумать за других, построить спектакль самой. Я ведь так и живу – образами. К тому же по натуре я лидер и еще с детства, когда серьезно занималась легкой атлетикой, привыкла постоянно бежать вперед. Поэтому и выбрала режиссуру, чтобы собирать в ожерелье драгоценные камни отдельных талантов.
Р.В. – Сколько всего вы по-ставили спектаклей?
Ж.В. – Я даже никогда не считала. Если в режиссерской профессии я уже 40 лет, а в каждом году в среднем делаю по три постановки, то получается 120. Это, конечно, приблизительная цифра. По крайней мере, более ста. С каждым спектаклем становишься мудрее, старше. Очень больно бывает, когда отдашь ему много сил, выпустишь, а он быстро уходит со сцены. Моя жизнь вся соткана из радости созидания и этой светлой печали прощания. И большое счастье, когда ты видишь, что выстраданное тобой принято актерами и очаровывает зрительный зал.
Р.В. – Какие из поставленных спектаклей вам особенно дороги?
Ж.В. – Знаете, есть спектакли, сценическая жизнь которых была недолгой, но для меня они оказались очень важными. Так, в 1998 году шел небольшой спектакль «Гибель Европы на Страстной площади» по пьесе Эрдмана. Я нашла этот материал вдруг, это было какое-то открытие в жизни. К сожалению, зритель спектакль не принял – он прошел всего несколько раз. Я сделала его или слишком поздно, или слишком рано. Правда, на него приезжали и из Ленинграда, и из Москвы. Любили его и мои родители, очень тонкие ценители искусства. Потрясло, что, когда играли последний раз, папа, человек суровый, бывший военнослужащий, сидел и плакал…
Мое большое счастье, удача – постановка пушкинской «Пиковой дамы». Переводя ее на сценический язык, я старалась сохранить поэтическую строку Пушкина. Мне нужно было понять, про что же я буду делать спектакль. И чем больше я работала с этим материалом, тем больше мне открывался Пушкин. Я поняла великую строчку: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно». Об этом мгновении человеческом, моменте счастья, за который всегда надо платить слезами, я и сделала спектакль.
Очень важным для меня опытом был спектакль «Смерть Иоанна Грозного». Не могу не сказать вам о «Маскараде» по драме Лермонтова. Арбенин – это высочайшая человеческая страсть, гордыня, которая пытается встать наравне с богом, за что герой в финале и наказан небом… Конечно, «Дядя Ваня». Я очень боялась ставить Чехова, пока не поняла, что такое русская интеллигенция. Способность сострадать, сопереживать и при этом смиренно нести свой крест и веровать – вот в чем сила ее духа. Только почувствовав это, смогла приступить к спектаклю.
Наконец, большой своей удачей, результатом какого-то внутреннего переосмысления жизни я считаю идущие с прошлого года спектакли «Наполеон Первый» по пьесе Ф. Брукнера и «Бешеные деньги» по комедии А.Н. Островского. «Наполеон» – очень сложный спектакль, и я порой удивляюсь, как смогла его сделать. Что для меня было главным в этом материале – это проблема человека и власти и человека во власти. «Бешеные деньги» – на удивление современная пьеса. «Богатых дураков много, а красавиц – мало» – разве это не о сегодняшнем дне?!
Р.В. – Есть ли у вас свои режиссерские пристрастия?
Ж.В. – Я прошла очень хорошую школу, какой, к сожалению, сейчас уже нет, воспитывалась на великой классике. Поэтому так люблю психологический театр, хотя работаю практически во всех жанрах. Безумно нравятся музыкальные спектакли – в них столько воздуха и люди, независимо от обстоятельств, всегда счастливые. Классику люблю, прежде всего, за великолепный русский язык. Страшно становится порой, когда включаешь телевизор, стоишь в очереди, – до какой же степени язык засорен сегодня, а ведь он – основа нации. Открывая классику, чувствуешь аромат, видишь бриллианты, грани, целый космос русского слова. Гордишься тем, что ты русский человек.
Р.В. – Кто они – ваши зрители? Рассчитываете ли на какую-то определенную аудиторию, работая над спектаклем?
Ж.В. – Не рассчитываю, я делаю все, прежде всего, про себя. Если не вру себе, значит, это будет интересно и другим. Делить публику на элитарную и неэлитарную нельзя. Мы обязаны заинтересовать каждого человека, пришедшего в театр, ведь если появляется интерес, то возникает желание, и зритель начинает мыслить, а значит, создавать.
Коллектив Рязанского театра драмы поздравляет Народную артистку России, Заслуженного деятеля искусств РФ, члена Общественной палаты при Губернаторе Рязанской области, Почётного гражданина города Рязани, художественного руководителя Рязанского государственного ордена «Знак Почёта» областного театра драмы
Жанну Владимировну Виноградову
с юбилеем!
Желаем новых интересных постановок, здоровья и вдохновенья.
Р.В. – За работой каких современных режиссеров вы следите?
Ж.В. – Мне интересны буквально все: и молодые режиссеры, и старая школа. Когда смотрю чей-то спектакль, то, прежде всего, отмечаю для себя: а вот это я не умею! Другое дело, что режиссура сейчас, как и все, мельчает. Понимаете, чтобы стать режиссером, нужно быть образованным человеком. Во-первых, нужно иметь очень хороших педагогов, затем – нужно любить литературу и, самое главное, нужно в себе любить искусство, а не себя в нем. Я принимаю все спектакли, кроме скучных и пошлых. Когда в Рязани проходил в июне фестиваль «Театральный синдром», мы убедились, что так называемые современные эксперименты с театром могут привести к убийству души. То, что происходило на сцене, было оскорбительно и унизительно, рассчитано явно не на пришедшую аудиторию. Это действительно синдром, болезнь искусства .
Р.В. – Будут ли эти негативные тенденции, по вашему мнению, определять будущее театра?
Ж.В. – С ними ничего не сделаешь, они были, есть и будут. Самое страшное, что во всем этом нередко участвуют очень талантливые люди. Одни из них просто ищут себя, и им все равно, что, для кого и как играть. Другие идут на это из-за денег. В театр, к сожалению, зачастую приходят очень средние режиссеры и актеры. Многих из них делают серыми, обезличенными наши сериалы. До тех пор, пока не вернутся настоящие таланты, ситуация не изменится, но при этом в театр все равно будут идти люди. Не может человек, особенно русский, без песен, без живого действа, без сопереживания, без слез. Он на этом воспитан, он так устроен. Театр – это то, что заставляет мыслить, живая клетка против «опухоли» равнодушия и бездуховности.
Р.В. – Уже несколько лет вы являетесь членом Общественной палаты Рязанской области. Что дает вам эта работа, помогает ли в творческом процессе?
Ж.В. – Придя в Общественную палату, я поняла, что, наверное, этим мне стоило бы заниматься и раньше. Эта работа близка мне по духу, по характеру. У меня – большой багаж знаний, огромный опыт общения. Это работа на общественных началах, работа по велению сердца. Я просто ощутила себя частицей своей большой Родины. Может, это звучит громко, но честно. Во мне есть дар отдавать что-то людям, я понимаю, что чем-то могу помочь и мне есть что сказать.
Р.В. – Ваша режиссерская мечта?
Ж.В. – Мечтаю, чтобы у нас была хорошая современная драматургия, чтобы радовал язык, которым написаны пьесы. Важно, чтобы все, о чем мы говорим зрителю, было про человека и для человека, чтобы в спектакли вкладывалось больше души и любви, без которых невозможно создать ничего ценного. Только когда мы это поймем, наш русский театр, возможно, снова станет одним из ведущих театров мира.
Р.В. – Спасибо за беседу. Желаем вам талантливых актеров, внимательных зрителей, творческих открытий и вдохновения.
Беседовала