Глава государства притормозил техничное замещение скандального закона Росрыболовства другим его вариантом, который, по мнению общественности, принципиально ничем не отличается от своего предшественника.
В январе в России вступил в силу Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который официально разрешил предпринимателям арендовать участки водоемов и требовать с граждан деньги за право порыбачить. Закон был разработан в Росрыболовстве и, по словам чиновников, нацелен на привлечение средств для сохранения и воспроизводства биологических ресурсов внутренних водоемов страны.
Подобная «забота о рыбках» сразу не приглянулась любителям рыбалки. Они заподозрили федеральное ведомство и его руководителя Андрея Крайнего в корыстных интересах и выступили с резкой критикой. Не прислушаться к ним власти не могли, поскольку любителей рыбалки сегодня в России насчитывается около 25 миллионов человек. Премьер-министр Владимир Путин провел встречу с Андреем Крайним, на которой глава Росрыболовства под телекамеры ведущих федеральных телеканалов пообещал, что рыбалка останется бесплатной во всех общедоступных местах. Платить придется только за право лова на 6000 рыбопромысловых участках, предназначенных для спортивно-любительского рыболовства.
Ближе к лету Росрыболовство выпустило новый проект федерального закона – «О любительском и спортивном рыболовстве», который должен заменить ныне действующий ФЗ. Однако предложенная чиновниками трактовка важных понятий и положений, по мнению общественности, указывает на попытку старую идею платного лова завернуть в новую упаковку.
Главный камень преткновения – рыболовно-промысловые участки (РПУ). То, как сегодня прописаны в законе (действующем и предлагаемом ему на смену) нормы определения РПУ и правила передачи их в аренду является «неприкрытой формой приватизации водных ресурсов России», считают рыбаки.
С такой оценкой не согласны в Росрыболовстве: с начала года до введения моратория на аренду «водных наделов» предпринимателям были переданы всего 1300 участков на реках и водоемах.
И это, как считают в ведомстве, хорошо, поскольку заниматься воспроизводством биологических ресурсов и следить за состоянием водоемов надо, а денег на это сегодня нет.
Андрей Крайний привел такие цифры: в этом году на мелиорацию водоемов из федерального бюджета выделено 75 млн. руб., тогда как только на восстановление водных ресурсов таких популярных рек, как Волга и Ахтуба, необходимо не менее 500 млн. рублей. Взять средства, по мнению главы Росрыболовства, можно только в одном месте – в кармане рыбаков-любителей. В феврале он прямо заявил «Российской газете», что «уже в ближайшие годы любительская рыбалка у нас будет приносить в бюджеты в 2,5-3 раза больше, чем промышленное рыболовство <…> Источник есть только один – их заплатят люди с удочками».
Рыбаки в принципе и не против раскошелиться на необходимые мероприятия по поддержанию водных ресурсов и их обитателей. Но их никак не устраивает непонятная система сбора средств «за входной билет» каким-то бизнесменам, чья заслуга только в том, что они успели отгородить кусок реки или пруда.
Любители рыбалки предлагают ввести годовую карту рыбака, которая позволит учитывать данные по каждому конкретному человеку, а также станет своеобразным входным билетом на все природные водоемы. При этом плата должна быть посильной для граждан. В качестве финансовой планки предлагалась сумма в 500 рублей. Если ее умножить на количество любителей рыбалки, то получится приличная сумма – 12,5 миллиарда рублей в год.
Кстати, за введение годовой фиш-карты уже высказались 34% участников обсуждения законопроекта «О любительском и спортивном рыболовстве», которое ведется на сайте http://zakon-fom.ru/node/64.
Но насколько данный вариант интересен Росрыболовству? Ведь только ежегодный заработок рыболовных туристических агентств Астраханской области, по оценкам Андрея Крайнего, составляет 60 миллиардов рублей.
Сопоставляя 60 и 12,5 миллиарда рублей, очевидно, что разница не просто огромна. Она катастрофически несопоставима.