15:09 МСК
Среда
19 / 02 / 2025
2860

Большой котел

Как улучшить питание рязанских школьников?

В этом году Рязанская область стала победителем конкурсного отбора и вошла в число субъектов РФ, в которых будет реализован экспериментальный проект по совершенствованию организации питания школьников. На эти цели из федерального бюджета нашему региону выделено 30 миллионов рублей, которые пойдут на оснащение школьных столовых и буфетов современным технологичным оборудованием, посудой, мебелью.

В эксперименте принимает участие 21 школа Рязани (все учебные заведения Московского округа, школа №17 из Железнодорожного и школа №72 из Октябрьского округов), а также муниципальное предприятие (МП) «Детское питание», которое является базовым предприятием школьных столовых.

Ради чего осуществляется эксперимент? Ради того, чтобы кормление детей было максимально полезным и безопасным. Чтобы еда щадила нежные детские желудки, содержала много витаминов и, конечно же, выдерживала проверку органолептикой – это когда после выхода из столовой на вопрос: «Ну как?» ребята могли бы, облизнувшись, сказать: «Вкусно!»

Чтобы заслужить столь высокую оценку, надо многое переделать на базовом предприятии, реконструировать его цеха – например, овощной. Ведь если раньше любимую всеми картошку привозили в школьные столовые немытой и нечищеной, то теперь она должна будет поступать с базы не то что чистенькой и без кожуры, а еще и порезанной и защищенной от всякого возможного загрязнения вакуумной упаковкой, чтобы прямо из нее – на сковородку или в бульон.

Главный герой всех предстоящих на базе готовок – это паро-кон-век-то-мат. Машинка эта в виде металлического шкафчика заслуживает того, чтобы научиться выговаривать ее название на первых порах хотя бы по слогам. Ведь она способна выполнять до 70 процентов всевозможных операций по тепловой обработке продуктов. Пропарит, пропечет, прожарит быстро и сколько надо много.

Пароконвектоматами снабдят по мере необходимости и школьные столовые. Так что если в каких-то участвующих в эксперименте школах не было жарочных шкафов и не представлялось возможности готовить для ребят рубленые изделия, омлеты, то теперь они могут появиться. Отсутствовали часто в школьном меню холодные закуски, овощные салаты. Готовиться они могут лишь в условиях холодных цехов, выдаваться – с охлажденных прилавков. Ничего этого во многих школах нет. В экспериментальных школах в скором времени появятся. Сами столовые в этих школах преобразятся. В их оформлении упор будет сделан на оранжевый цвет, который, как считают специалисты, вызывает аппетит.

Допустим, аппетит будет. И эти самые пароконвектоматы. А много ли всего в них станет жариться-париться? Ведь областная Дума выделила в этом году (как, кстати, и в предыдущие) на питание каждому школьнику всего лишь по 20 рублей в день. Как организовать при этом предусматриваемое тем же экспериментом трехразовое питание: горячие завтрак и обед, а также еще и полдник?

Мы обсуждали эту тему с главным специалистом – экспертом отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Рязанской области Татьяной Викторовной Пахмутовой. По ее словам, служба всегда держит в поле своего зрения вопросы финансирования школьного питания. В начале года в адрес органов исполнительной власти были направлены предложения об увеличении размера дотации на питание, но пока она остается такой, какая есть. И Рязанская область не выделяется этим среди большинства регионов России. Кроме того, хороший опыт кормления школьников (а именно это обстоятельство было своего рода «пропуском» в проект) зависит не только от размера государственной дотации.

Действительно, 20 рублей – это, можно сказать, лишь отправной пункт, та самая «печка», от которой «танцует», то бишь начинается, организация питания школьника. Далее должно следовать (и следует) необходимое и естественное слияние с родительской инициативой. Короче говоря, большую часть денег за питание детей в школе платят папы и мамы.

Есть такие, которые не платят. Это, как правило, родители тех ребят, которые живут недалеко от школы. Таким ученикам бывает вполне достаточно на те самые 20 рублей перекусить на большой перемене чаем с булочкой или, как сейчас устроено в школах Рязани, выпить йогурт или натуральный сок, потому что после занятий – минута ходьбы до дома, а там первым делом – на кухню.

Другие мамы и папы желают, чтобы их ребенок ел в школе основательно и вносят соответствующую, определенную родительским активом плату.

Имеются также многодетные, малообеспеченные семьи, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Для них организуется льготное бесплатное питание, когда к государственной школьной дотации добавляются специальные средства, и стоимость одного дня питания уже не 20 рублей, а, как теперь в Рязани, 60.

Вошедшая в эксперимент рязанская школ №56 имеет более 600 учеников. 120 из них пользуются льготами, за питание остальных доплачивают родители. На недавнем «круглом столе» в конгресс-отеле «Форум» директор Ирина Викторовна Наумова говорила не только о возможностях, которые дают заложенные в экспериментальный проект идеи, но и о положении на сегодняшний день. Большинство столовых школ Рязани и области нуждается в серьезной реконструкции, в замене технологического и холодильного оборудования. Пищеблоки школ, использующие сырье, часто не обладают достаточным набором помещений для его обработки. Отсюда неуклонно возрастает тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией.

В числе важных Ирина Викторовна назвала и проблему подготовки кадров для школьных столовых. В то же время директор сказала много хороших слов о поваре своей школы Татьяне Ивановне Ливиевой. Обеды, которые она готовит, очень нравятся детям, и однажды первоклассницы даже попросили руководителя школы «издать приказ», чтобы Татьяна Ивановна чаще варила любимый ими гороховый суп.

В каждом деле, помимо знания, помогают еще любовь к нему и… смекалка. В Окской средней школе Рязанского района денег на питание учащихся, которых здесь 170, с родителей не берут, но на 20-рублевую дотацию ухитряются готовить для ребят хороший полноценный обед. Говорят, что у директора школы Николая Михайловича Смирнова есть своя «метода» под названием «большой котел». Николай Михайлович действительно считает, что чем больше едоков, тем для готовки лучше: «Надо только все до грамма просчитать и продукты покупать там, где выгоднее». В результате на первое может быть куриный суп, на второе – котлетка с макаронами, на третье – компот.

Считается, что сельским школам питание организовать легче. Где-то еще сохранились связи с когда-то шефскими хозяйствами, где-то здорово выручает пришкольный участок. Но вот как раз с участками возникают в последнее время проблемы.

Вырастят ребята на школьной земле капусту, морковку, еще какой овощ, хотят его употребить… «А сертификат на этот продукт есть?», – строго спрашивают надзорные органы. Оно и понятно: экологическая обстановка везде оставляет желать лучшего, вдруг и на пришкольный участок что-то залетело. Но сертификат денег стоит, и больших. В одной школе Рязанского района решили: свои овощи продать на базаре, а на эти деньги получше сервировать школьный стол.

Тем не менее, наверное, не следует слишком уж строго относиться к продукции пришкольных участков, расположенных в глубинке, вдалеке от центральных трасс. Да и, как правило, продукции этой немного, она не залеживается. Если же школа намерена выращивать большие урожаи, надо строить хорошие овощехранилища.

А то, что сельские дети хотят питаться плодами своего труда, кушать из своего большого общего котла, – дело благое, и надо его всячески поощрять.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 154 (3957) от 20 августа 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Обучили – призвали
Организация ДОСААФ региона вносит свой вклад в обороноспособность страны
Лада Петрова
Стоп, игра!
В Рязани уничтожено 178 игровых автоматов
Вероника Шелякина
Читайте в этом номере: