У нас, как мне кажется, появился целый пласт культуры (или лучше сказать – «культурки»), который можно назвать паразитарным. В данном случае это совсем не бранное, а биологическое определение. Все мы знаем, что на стволах весьма и весьма благородных деревьев вдруг развивается гриб-«кровосос». Так и тут. Когда-то были созданы и до сих пор любимы «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы…». Хлоп – и появились фильмы с такими же названиями, но с лукавой цифрой «2» на конце. Это и есть фильмы-«грибы», фильмы-«паразиты». Никому и в голову не придет сравнивать в данном случае «первичное» и «вторичное», хотя для современных вариантов кинолент подбирались хорошие актеры. Потому что делались они (вторые варианты) вовсе не для того, чтобы сказать свое новое слово. Цель одна: использовать старый и любимый народом образ как приманку и сделать хороший бизнес.
Советское искусство, литература дали много прекрасных образцов, и нечистым на руку дельцам можно многим поживиться. Вот «Тимура» приспособили к вампирам, а там, глядишь, и «Как закалялась сталь» в переделку возьмут, сделают из романа эдакий героический эпос о «героях» лихих 90-х (многие сейчас воротят нос от этой книги, но ее мобилизующий фактор нельзя не признать). И фильмов осталось еще непочатый край: «Броненосец «Потемкин», «Чапаев», «Добровольцы»…
Боюсь, что тут и в самом деле какой-нибудь прохиндей хлопнет себя по лбу: «А чё? Прикольно будет!»
Слово «прикол» выбилось на днях на первую полосу одной из центральных газет и вот по какому поводу: телеканал «Культура» отметил двадцатилетнюю годовщину ГКЧП показом балета «Лебединое озеро». Журналист В.Кичин назвал это самым неумным из «приколов» и, развивая далее тему, абсолютно справедливо заметил, что «есть области, где невинный прикол в перспективе опасен для общества. Он расшатывает аксиомы, разрушает табу, опускает то, что от века было высоким и священным».
Нам сегодня к этому уже не привыкать. Пошлость буквально забила все жизненные поры. На недавней встрече со зрителями кинорежиссер Сергей Соловьев криком кричал о том, что весь российский кинопрокат забит американской низкопробной продукцией, воспитывающей эдаких «американчиков», а российским добротным фильмам хода нет.
Как выйти из создавшегося положения? Вот Соловьев, например, предлагает государственный подход: пусть, например, будет квота на те же американские фильмы – как в Китае. Однако другие в этом видят ограничение предпринимательских свобод. И, похоже, таких больше. Не потому ли, например, в обществе почти ничего не слышно о принятом (надо сказать, с большим трудом) Госдумой Законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»? Правда, действовать он начнет только через год, но невольно сомневаешься: начнет ли?