Преодолев 370 километров вверх по реке Нушагак, экспедиция готовится к преодолению сухопутного волока между Нушагаком и Кускоквимом. Впереди очень сложный участок движения против течения.
Руководитель экспедиции Михаил Малахов-старший передает по телефону: «Мы вступаем в решительную фазу всей экспедиции – выходим на перевал между бассейнами рек Нушагак и Кускоквим, а конкретно – между реками Чичитнак и Шот Ган. Во времена Русской Америки Чичитнак так и назывался, а Шот Ган был Аитнаком. Впервые описание этого перехода мы встречаем у Лаврентия Загоскина, который упоминал о летнем и зимнем варианте прохода между этими реками. Насколько нам известно из современной истории, никто этот маршрут не повторял, особенно вверх по течению. Сложная задача – понять, где наши соотечественники могли осуществить перенос между бурными реками. Мы вышли на ручей, который, по нашему мнению, ведет к водоразделу между Нушагаком и Кускоквимом. В исторической литературе найти информацию было крайне трудно. Точного описания нет, упоминаются какие-то ручьи. Местные жители в рассказах подтверждают наличие переноса. Но где русские промышленники носили грузы, в первую очередь меха, на Кускоквим и с Кускоквима, нам никто точно сказать не смог. В последнем поселке Колиганек были предложения облететь территорию на самолете, но стоимость полутора часов полета была для нас явно неподъемной, да и проверить проходимость мелких ручьев с высоты было бы невозможно», – объяснил Михаил Георгиевич.
Он также напомнил, что повторение пути русских промышленников – исторический эксперимент, который решила провести команда. Нушагак – река своеобразная. Чичитнак тоже оказался непростым. «Мы столкнулись с сумасшедшим течением. Пришлось, как обычно, грести с берега на берег, а иногда прямо по середине реки, где, как ни странно, тоже стали встречаться отмели. Кроме того, последние два дня погода нам не помогает. Постоянно льет дождь. Мы вымокли. Скоро выходим на крупнейший ручей, впадающий в Чичитнак. После долгих размышлений мы пришли к выводу, что это именно то место переноса. К нему надо пройти километров 15, а затем предстоит волок через холмы. Как это будет в реальности, мы не знаем и до конца не уверены, правильная ли это дорога. Но в этом и заключается смысл исторического эксперимента. Будем надеяться на удачу», – сказал Михаил Малахов.