С 15 июля в област- ном центре идет процесс демонтажа самовольно установленных рекламных конструкций. По данным пресс-службы администрации Рязани, на указанную дату было выявлено более 70 подобных устройств. Все они подлежат ликвидации и вывозу на специализированные площадки хранения. Планируется, что осуществляться это будет за счет их владельцев.
Что такое рекламная конструкция? Это довольно массивное сооружение из металла и бетона, высотой порядка девяти метров и размером поверхности для размещения рекламного плаката 3 на 6 метров. Чтобы установить такую конструкцию, нужна специализированная техника, необходимо проведение довольно масштабных работ: выкопать углубление в грунте, залить основание будущей конструкции бетоном, с помощью манипулятора закрепить металлическую громадину. Представить, что все эти действия можно совершить вне ведения представителей власти, контролирующих соблюдение порядка на улицах города, то есть самовольно, довольно сложно. Попытка выяснить, откуда в областном центре появились незаконные билборды, открыла любопытные факты из жизни рекламного рынка.
В Рязани работает порядка 9 операторов наружной рекламы, владеющих подобными конструкциями и оказывающих услуги по размещению информации рекламодателей. Большинство из них – представители местного малого бизнеса. Но доминирующие позиции по количеству установленных билбордов занимают федеральные и транснациональная компании. Перевес в сторону иногородних и иностранных «игроков» возник сравнительно недавно – в 2006 году на региональный рынок вышла компания с американскими корнями, а с 2008 года появились и другие. Однако, как выяснилось, именно местный рекламный бизнес, по мнению горадминистрации, самовольно устанавливает рекламные конструкции.
Все началось с 2008 года, когда в федеральный закон о рекламе были внесены очередные поправки (как и любой другой закон, ФЗ «О рекламе» с момента своего создания в 1995 году довольно часто корректируется, шлифуется, приводится в соответствие с реалиями жизни). Одно из наиболее значимых изменений на этот раз касалось деятельности операторов рекламного рынка, занимающихся размещением информации на уличных рекламных конструкциях. Если до 2008 года закон предписывал муниципалитетам самостоятельно регулировать процесс установки конструкций, т.е. определять техническую возможность и назначать арендную плату за использование земли под рекламным щитом или иным временным сооружением, то отныне все потенциальные рекламные участки должны были выделяться на основании аукциона. До поправок, вступивших в силу в 2008 году, администрация Рязани ежегодно продлевала договора аренды на уже существующие места размещения конструкций (в подавляющих регионах срок аренды составлял 5 лет) и определяла размер и порядок оплаты. По мнению руководителей рекламных агентств, такое положение и тогда не способствовало развитию рекламного рынка – годовой договор не позволял планировать работу, не было гарантии, что через год у администрации не появятся другие планы на участки, занимаемыми билбордами. Но изменения 2008 года федерального и местного уровня создали региональным операторам существенные препятствия для работы, а в ряде случаев – вынудили закрыть бизнес.
– Я ухожу с рекламного рынка. В существующих сегодня условиях работать могут только крупные федеральные компании, которые потихоньку монополизируют рекламный бизнес. – комментирует сложившуюся ситуацию директор агентства наружной рекламы «Торнадо» Геннадий Бугров.
По мнению руководителя агентства «Край» Игоря Павлова, законно установленные конструкции перешли в разряд «самовольных» не по вине их владельцев, а в силу отсутствия четкой процедуры документооборота у контролирующих процесс размещения наружной рекламы органов власти.
Дело в том, что после изменений в федеральном законодательстве 2008 года возникла необходимость создания соответствующих постановлений на местном уровне. ФЗ уже не позволял пролонгировать или отказывать в продлении договоров органам местного самоуправления самостоятельно. По окончанию действия годового договора все места под конструкциями, принадлежащими рязанским операторам, должны были быть выставлены на торги. Желающие и в дальнейшем заниматься рекламным бизнесом посредством аукциона могли вернуть себе «производственные мощности» или потерять.
– Тягаться с богатыми транснациональными компаниями нам не под силу. Их задача заключается в обеспечении максимального присутствия во всех регионах России, поэтому цена для них не имеет значения. Риск того, что все наши конструкции достанутся «чужакам», был очень велик, – рассказывает Игорь Павлов о событиях 2008 года.
Три года назад в Рязани была создана ассоциация рекламных агентств, которая обратилась к администрации города с предложением минимизировать начальную ставку аукциона, поддержать местный бизнес в условиях разразившегося экономического кризиса. Однако итог борьбы членов ассоциации за сохранение своих конструкций был неожиданным: первый аукцион по выделению мест под наружную рекламу состоялся только осенью 2010 года.
– Все наши конструкции оказались вне закона. Договора с 2008 года нам не продлевали, так как это не соответствовало ФЗ, аукцион тоже не проводили. Я беспрестанно писал в администрацию письма с просьбой выставить нам договора или как-то иначе документально закрепить наши права на аренду. Ответы были невразумительны. В итоге, все это время мы работали без документов, арендную плату также не платили, так как счета нам тоже не выставляли. У меня собраны все отправленные в администрацию запросы и все полученные ответы. В случае необходимости я буду отстаивать свои интересы в суде, – говорит Игорь Павлов.
По словам руководителей рязанских рекламных агентств, сегодня контролирующие их деятельность органы требуют оплатить аренду за размещение рекламных конструкций за весь период «безвременья», но документов, на основании которых должны быть произведены эти выплаты, по-прежнему не предоставляют. Позиция отдела предпринимательства, потребительского рынка и наружной рекламы администрации города Рязани по данному вопросу однозначна:
– В настоящее время половина рекламных конструкций в городе установлены незаконно – документов, подтверждающих право на их размещение у владельцев нет, платить арендную плату они отказываются. Если им не предоставлялись необходимые документы, то они должны были обращаться в суд и отстаивать право законного ведения бизнеса, – прокомментировал ситуацию начальник отдела Сергей Маслов.
Проведенный в 2010 году аукцион «отобрал» у рязанских операторов часть рекламных конструкций – места под их размещение за счет предложенной более высокой цены достались крупным иногородним компаниям. При этом нужно понимать, что на торги выставляется именно место, а не сама конструкция. В случае проигрыша, у владельца сооружения есть возможность демонтировать ее самостоятельно, иначе говоря, срезать и сдать в металлолом – иному использованию такая установка уже не подлежит. Или продать за бесценок победителю аукциона. Но рынок – есть рынок, а закон – есть закон. Другого варианта в предложенных условиях нет. Необходимо отметить, что от узаконенных для рынка наружной рекламы торгов «страдают» не только операторы в Рязани, но и в других регионах. В течение последних лет представители российского рекламного сообщества вносили предложения в Госдуму об отмене аукционов, но заксобрание не поддержало эту идею.